10.03.2006

Walt Disney нарисовалась в России. Компания будет инвестировать в российские мультфильмы



Как стало известно Ъ, The Walt Disney Company намерена инвестировать в производство мультфильмов в России. Одновременно компания объявила о создании российского подразделения, которое будет контролировать все проекты Disney в России. Это первый случай централизации бизнеса западного мейджора в России – до сих пор на российском рынке киногиганты присутствовали через свои отдельные подразделения.

О планах компании Walt Disney инвестировать средства в российскую анимацию Ъ сообщил Пол Зондерленд, управляющий директор по Италии и России Buena Vista International (BVI). "В апреле я приеду на переговоры с российскими партнерами, чтобы обсудить возможность инвестиций не только в мультипликацию, но и в художественное кино,– рассказал он.– При этом под мультипликацией стоит понимать не мультфильмы на 15-30 минут, а полнометражные мультипликационные фильмы, как, например, 'Король Лев', которые мы сможем прокатывать не только в России, но и по всему миру. Наши инвестиции будут зависеть от каждого конкретного проекта в России: мы планируем вложить значительные средства, и даже если проекты будут очень масштабными, думаю, найдем для этого средства". The Walt Disney Company была основана в 1923 году и является второй по величине медиакорпорацией в мире после Time Warner. Компания работает по четырем основным направлениям: производство кинофильмов (студии Walt Disney Pictures, Touchstone, Hollywood Pictures и Miramax), тематические парки и курорты (Walt Disney World и Disneyland), потребительские продукты и медиа. По итогам 2005 финансового года доходы The Walt Disney Company составили $32 млрд.
Интерес Walt Disney к российскому кинопроизводству, как и других западных мейджоров, связан с увеличением доли отечественного кино в кассовых сборах – в 2005 году она составила около 30% от $346 млн, которые заплатили зрители России и СНГ за билеты. При этом мультипликационные фильмы собрали в России более $15 млн, из них на долю единственного российского мультфильма в широком прокате "Алеша Попович и Тугарин Змей" пришлось $1,73 млн. Однако к окончательному решению об инвестициях в российскую анимацию, считают участники рынка, Disney подтолкнул успех фильма "Князь Владимир", который за первый уикенд собрал более $2 млн – больше, чем "Шрек-2". Этот мультфильм прокатывался российским партнером BVI компанией "Каскад-фильм" (ей принадлежат права на прокат фильмов Walt Disney на территории России), которая совместно с продюсерским центром "Контакт" участвовала в его продюсировании.

Эксперты при этом полагают, что, инвестируя в российские анимационные проекты, Walt Disney ничем не рискует. "Они вполне могут позволить себе рискнуть $5-10 млн, которых достаточно для создания такого мультфильма, как 'Князь Владимир',– говорит гендиректор 'Невафильма' Олег Березин.– Перед студиями стоит одна большая проблема: им нужен контент – не важно, для видео, для телевидения или для проката в кинотеатрах. Поэтому такие небольшие инвестиции они отобьют в любом случае, а если проект будет удачным, то могут рассчитывать на серьезную прибыль". С ним соглашается и руководитель ПЦ "Контакт" Владимир Таубкин: "Вкладывая деньги в тот или иной российский проект, Disney рискует только получить большую или меньшую прибыль. Единственная проблема, с которой они могут столкнуться,– недостаточное развитие анимационного производства: российские студии могут производить на сегодняшний день не более двух полнометражных фильмов в год".

До последнего момента, по информации Ъ, предполагалось, что инвестировать в российские анимационные и кинопроекты Disney будет через своего партнера "Каскад-фильм". Однако вчера The Walt Disney Company объявила о создании российского подразделения, которое будет координировать все виды деятельности Disney в России. Его управляющим директором назначена Марина Жигалова-Озкан, до последнего времени занимавшая пост замгендиректора медиахолдинга "Проф-медиа". "Пока принято принципиальное решение о централизации всего бизнеса Disney в России,– заявила она вчера Ъ.– Как именно будут объединяться его различные направления, многие из которых развиваются российскими партнерами, например 'Каскад-фильмом', будет определено после 1 апреля, когда я приступлю к исполнению своих новых обязанностей".

The Walt Disney Company – первый из западных мейджоров, кто решил консолидировать все направления бизнеса в России. До этого компания выходила на отдельные сегменты российского рынка через свои специализированные подразделения. Участники кинорынка отмечают, что все крупные международные корпорации – сложные бюрократические системы и, когда их разные подразделения пытаются выйти на новый рынок, происходят неизбежные столкновения интересов. "Возможно, политика Disney логична,– полагает глава кинокомпании АМЕДИА Александр Акопов.– Но все зависит от людей, которых они найдут для управления всем бизнесом в России: это очень широкая сфера деятельности – от создания анимации до организации мерчендайзинга, связанного с продажей игрушек, прав на использование персонажей и тому подобное. И не все мейджоры считают целесообразным объединять их на локальных рынках".

ЮЛИЯ Ъ-КУЛИКОВА

КоммерсантЪ