Ритейлеры уже теснят нефтяниковКСЕНИЯ ГОГИТИДЗЕ НАТАЛЬЯ БОКАРЕВА СЕМЕН ПОЛИВОДА Европейский рынок супермаркетов на АЗС уже второе десятилетие переживает бум и с каждым годом привлекает новых крупных сетевых операторов. Более того, в последние годы появилась новая тенденция: розничные сети сами становятся бензозаправщиками и развивают собственные сети АЗС. Топливные гиганты уже жалуются на то, что ритейлеры с целью привлечения покупателей предлагают демпинговые цены на бензин. В отличие от развития технологий собственно ритейла, в области которых Россия "подтягивается" к западным стандартам, в формате "супермаркет на АЗС" до них еще далеко. В то время как в России успешный проект создания сети магазинов на заправках не осуществил еще ни один крупный ритейлер (см. стр. 7), в Европе, по сути, нет крупных сетей, которые не открывали бы точки на заправках. Только за прошлый год в Европе стартовало сразу несколько крупных проектов супермаркетов на АЗС. Так, французский Carrefour открыл 49 мини-супермаркетов под брэндом Proxi на бензозаправках BP. C октября 2005 года британская компания Marks & Spencer тестирует новый розничный формат- продовольственная сеть M&S Simply Food открыла свои магазины на восьми автозаправках BP Connect в Великобритании. В США идея совмещения на одной территории автозаправочных станций и супермаркетов не менее популярна, чем в Европе. Компания ExxonMobil открыла в США на своих автозаправочных станциях бутики On the Run, в которых помимо супермаркета есть и небольшие рестораны. Неудивительно, что крупные розничные сети выбирают в качестве партнеров крупные топливные компании с большими сетями АЗС. Сотрудничество заправщиков и ритейлеров уже привело к дополнительному усилению конкуренции среди заправщиков: небольшие АЗС утверждают, что альянсы между крупными сетями заправок и супермаркетами разрушают их бизнес. В некоторых странах с этим пытаются бороться законодательным путем. Так, во Франции уже действует закон, по которому супермаркет, заключивший контракт с АЗС об открытии заправки на территории магазина, обязан выплачивать субсидии мелким операторам. Проекты аналогичных постановлений рассматриваются и в некоторых штатах США. В результате совмещение бензозаправочной станции и супермаркета на одной территории привело к тому, что в среднем более 50% прибыли европейской бензоколонки приходится на торговлю непрофильными товарами. "Мировой опыт показывает, что большую часть прибыли бензоколонок приносит розничная продажа, а не торговля бензином. Проект BP Connect идентичен тому, что они делают по всему миру. Они сразу делали заявки на открытие таких точек при выходе на российский рынок",- подтверждает исполнительный директор Российского топливного союза Григорий Сергиенко. Кстати, супермаркеты на бензозаправочных станциях привлекают даже не имеющих автомобилей покупателей - тем, что работают круглосуточно и расположены недалеко от дома. Особенно важно, что значительная часть таких супермаркетов работает в круглосуточном режиме и бывает открыта по воскресеньям в отличие от остальных магазинов в Европе. Так что открытие магазина на заправке- выгодная практика и для заправщика, и для ритейлера. "В Европе розничная точка на бензоколонке - некое конкурентное преимущество, тот, кто использует максимальное количество видов бизнеса, которые могут вписаться в формат бензоколонки, выигрывает",- рассуждает Григорий Сергиенко. "А главное- в Европе уже есть культура потребления на бензоколонках, АЗС по максимуму используют то, что они работают в выходные",- заключает он. Впрочем, и этого становится мало. В последнее время в Европе активное развитие получила другая тенденция: супермаркеты сами превращаются в операторов бензозаправочных станций. Постепенно на месте одиночных АЗС выстраиваются крупные центры, объединяющие супермаркеты, кафе и бары. Под своими брэндами открывают АЗС Carrefour, E.Leclerc и другие сети гипермаркетов. Первую собственную сеть создал E.Leclerc в 1990 году. Carrefour уже владеет 24 автозаправочными станциями под собственным брэндом во Франции. В Великобритании стремительно расширяют свое присутствие на рынке горючего розничные сети Tesco и Asda. По данным отраслевой ассоциации Petroleum Industry Association, сегодня в Великобритании доля супермаркетов в общем объеме сбыта горючего превышает 30%, тогда как в 1992 году этот показатель составлял 11%. В Испаниисупермаркеты контролируют 7% розничного топливного рынка. "В дальнейшем этот показатель должен существенно вырасти в связи со смягчением требований, касающихся продажи горючего",- отмечает местное издание Datamonitor. В результате, в Европе между супермаркетами, контролирующими собственные сети АЗС, и крупными нефтяными компаниями разгорелась настоящая ценовая борьба. Дело в том, что у ритейлеров куда больше возможностей по привлечению покупателей: вопервых, они часто выставляют демпинговые цены на бензин, а во-вторых, привлекают автомобилистов промоакциями в магазинах. Операторы автозаправок критикуют политику супермаркетов, предлагающих горючее на своих терминалах по сниженным ценам: в результате многим независимым поставщикам горючего приходится закрывать свои малоприбыльные терминалы. Так, в Великобритании в 2005 году было закрыто около 600 отдельных заправочных терминалов. Даже такие крупные операторы, как Total и BP, вынуждены разрабатывать оригинальные решения и разнообразить предлагаемую продукцию на АЗС. Так, недавно Total подписал соглашение о сотрудничестве с кафетерием Cote Cafe, гастрономическим рестораном Ducs de Gascogne и Brioche Doree, а BP с сетью кондитерских Paul. Деловая газета "Бизнес" |