21.02.2006

Кина не будет. Может ли быть качественным телеканал, на котором ограничена реклама



АНАСТАСИЯ МАЛАХОВА

Завтра в Госдуме наконец должно состояться третье чтение скандального законопроекта о рекламе. Артподготовка этого действа идет более чем активно: едва ли не каждый день рекламщики пугают население тем, что качество телепродукта без их участия резко снизится, а ряд каналов вообще может перестать существовать. «Новые Известия» решили выяснить, насколько обоснованы эти апокалиптические прогнозы.

Главные страсти кипят вокруг рекламы на ТВ, поэтому вкратце напомним, к чему сводятся «революционные изменения», предложенные законодателями. Максимально допустимый суточный объем рекламных материалов (сегодня установленный на уровне 20% от всего эфирного времени) будет сокращен в 2008 году до 15% от времени трансляции. Помимо этого будет регламентировано количество рекламы в часе телеперадач: не более 20% до 2008 года и не более 15% после, то есть фактически около 9 минут рекламы. К тому же максимальную продолжительность самого блока (сейчас равную 7–8 минутам) предлагается сократить до 4 минут. Для каналов и рекламодателей это в первую очередь означает, что пострадают длиннющие паузы, которые прерывают любую передачу в прайм-тайм.

Президент Ассоциации коммуникационных агентств России (АКАР) Владимир Евстафьев последствия видит ужасающими. «Нельзя в феврале принимать поправки, которые вступят в силу уже в июле. Ведь уже подписаны договоры, в некоторых случаях заплачены деньги, куплены фильмы. У телевидения этот закон отбирает очень много денег. И если федеральные каналы еще как-то выкрутятся, то по частным это ударит очень сильно», – сказал он «НИ».

В PR-дирекции Группы компаний «Видео Интернешнл» нам рассказали, что сокращение объемов рекламного времени существенно осложнит жизнь частным телеканалам: «Поднять цены выше, чем у федеральных, они не смогут, иначе будут не интересны рекламодателям. Соответственно, эти каналы могут потерять ощутимую часть своих доходов. К тому же производство и закупка контента обычно строится в расчете на определенные поступления от рекламы. Если поступлений будет меньше, то и телепродукт будет дешевле. А «дешевле» на ТВ чаще всего означает снижение качества».

Совершенно иного мнения придерживается председатель комитета Госдумы по экономической политике, предпринимательству и туризму Валерий Драганов. «Если некоторые каналы считают, что утрачивают свои права, то надо это решать в законодательном порядке уже после принятия закона. Надо сначала посмотреть, как закон будет работать. Если люди почувствуют, что он будет лучше защищать их права, избавит их от навязчивой рекламы, значит, он правильный. Частные же каналы пусть повышают качество продукта». Мрачные прогнозы, касающиеся качества ТВ-программ, депутат также решительно отвергает. По его словам, если каналы захотят, они всегда найдут деньги. «Мы не раз все считали, изучали объемы рекламы, стоимость. Так что могу смело сказать, что телевидение не умрет, а будет и дальше развиваться», – уверен г-н Драганов.

Профессионалы телевидения рассматривают проблему не так одномерно. Как рассказал «НИ» продюсер телекомпании «Живые новости» Михаил Ширвиндт, деньги, которые в конечном итоге доходят до производителя ТВ-продукта, как правило, несопоставимы с теми суммами, которые получают за размещение рекламы телеканалы. В этом, по его словам, и состоит основной конфликт рекламщиков и телевизионщиков. С другой стороны, без рекламы тоже никуда. «Как зритель я могу сказать, что в идеале лучше бы рекламы не было вовсе. Но как человек, имеющий отношение к ТВ, понимаю, что совсем без рекламы телевидение рухнет. Потому что деньги для создания технически качественной картинки, безусловно, важны», – отмечает г-н Ширвиндт.

Другое дело, по его словам, как и во что инвестировать средства. «Я, видимо, старею, поэтому многое мне непонятно, – рассуждает специалист. – Например, тенденция к так называемым «юмористическим» программам, где юмором и не пахнет. Или засилье сериалов. На мой взгляд, это чудовищно. Есть реклама – нет рекламы, в конечном счете, все зависит от профессионализма людей. Вот мы, например, сейчас для передачи уже 4 часа снимаем приготовление пирога с апельсинами. Все должно быть качественно».



Может ли резкое сокращение рекламы на телевидении погубить его?

Владимир РЫЖКОВ, депутат Госдумы:
– Несколько лет назад огромное количество рекламного времени объяснялось убыточностью телевидения. Однако с тех пор расценки на телерекламу выросли в десятки раз, и прибыль телеканалов увеличилась кратно. Это с одной стороны, а с другой –ведущие каналы субсидируются государством, которое выделяет на их деятельность сотни миллионов долларов. Так что я абсолютно уверен, что сокращение рекламного времени никакого вреда телевидению не нанесет.

Инна ЧУРИКОВА, актриса:
– Конечно, нет. Это же сокращение рекламы, а не ее ликвидация. Мне кажется, у них и так денег хватит. Соблюдение вкуса – вот что важно. Я вообще не смотрю рекламу, я ее сразу выключаю, и мне очень трудно так скакать по каналам. Мне кажется, что телевидение в любом случае выживет.

Виктор ЕРОФЕЕВ, писатель:
– Это спорный вопрос. С одной стороны, все развитые страны прошли через этот процесс – на европейских телеканалах рекламы существенно меньше, чем у нас, и при этом качество роликов находится на достаточно высоком уровне. Трудно себе представить, чтобы из-за этого в той же Франции не транслировалось кино или футбольные матчи. С другой стороны, неразумно объявлять войну рекламщикам. Нужно, чтобы они остались довольны. Хотя сокращать рекламу конечно надо – на телевидении ее неоправданно много.

Сергей МИТРОХИН, заместитель председателя партии «Яблоко»:
– По моему мнению, речь следует вести не о сокращении рекламы, а о прозрачности рекламных денег. Впрочем, сокращать время тоже необходимо, потому как нынешнее засилье рекламы просто невыносимо.


Новые Известия