16.01.2006

Coke борется против мексиканской колы



Чед Терьюн

Американская Coca-Cola пытается ограничить ввоз напитка, произведенного в Мексике, так как Cola из соседней страны уже давно отнимает значительную долю прибыли у американцев. Задача не из простых — мексиканская кола, хотя и ввозится по непрозрачным схемам, производится легально, и власти не имеют права запретить ее продажи.

Эмигранты из Мексики готовы вдвое переплачивать за Coke в старой, классической бутылке с наклейкой Hecho en Mexico, так как уверены, что по вкусу она несравнима с американской. Дело не только в ностальгии, у потребителей есть свои аргументы: в Мексике, где Coca-Cola начала делать свой напиток в 1920-х, для его производства до сих пор используют сахарный тростник, тогда как американские производители в 1980-х в целях экономии перешли на кукурузный сироп. В результате владельцы магазинов в южных штатах, где число иммигрантов из Мексики продолжает расти, предпочитают продавать мексиканскую колу, несмотря на то что она ввозится по серым схемам, — бутылки объемом 0,3 л по $1,25 местные жители сметают с прилавков, а американской колой в банках или пластмассовых бутылках, которая может стоить всего $1 за 0,5 л, пренебрегают.

Coca-Cola отказывается с этим мириться. Мексиканская кола поставляется 13 компаниями, обладающими правами на ее производство, но Coca-Cola называет ее импортеров “бутлегерами”. Американская таможенная служба не имеет права конфисковать или запретить ввоз мексиканского продукта, так как он не является подделкой. Представители Coca-Cola признаются, что эта ситуация “раздражает” компанию. Это неудивительно, учитывая, что ее продажи с 2000 г. упали на 10%, а ее доля рынка, оцениваемого в $66 млрд, находится на низшей отметке за последние восемь лет. По оценкам Morgan Stanley, Coca-Cola получает меньше дохода от продажи эссенции мексиканским производителям, которые менее щедро делятся с компанией выручкой от продаж, чем американские. Мексиканцы быстро усиливают присутствие на рынке США. Оптовые поставки газировки из Мексики в США в 2004 г. достигли $114 млн, что на 55% выше по сравнению с 2000 г.



Ведомости