02.12.2005

Таксофоны приспособят под рекламоносители, потому что ими никто не пользуется



Как стало известно Ъ, ЗАО "Санкт-петербургские таксофоны" (СПТ) задумалось о диверсификации своего бизнеса. Оператор связи собирается приступить к развитию услуг широкополосного доступа к интернету по технологии Wi-Fi и заняться освоением рекламного рынка. К поиску новых видов деятельности оператора вынудило падение спроса на услуги таксофонной связи.

На днях СПТ объявил о запуске пилотного проекта по организации на базе сети таксофонов системы точек доступа в интернет по беспроводной технологии Wi-Fi (хот-спотов). Эта технология позволяет с помощью портативного компьютера выходить в интернет в радиусе 50-100 метров от хот-спота. Оператор уже оборудовал точки доступа в Санкт-Петербургском университете телекоммуникаций имени Бонч-Бруевича, в Высшей школе экономики и в Академии художеств. Еще два пункта предполагается запустить в начале декабря в зданиях филологического факультета СПбГУ и Финансово-экономического университета. До февраля 2006 года СПТ собирается завершить тестирование сети Wi-Fi и, если услуги окажутся востребованными, запустить проект в коммерческую эксплуатацию. В тестовом режиме плата за выход в интернет через хот-споты СПТ не взимается. Партнером СПТ по организации Wi-Fi-услуг выступает интернет-провайдер "Вэб плас".

Примечательно, что для дальнейшего расширения сети оператору не потребуются масштабные вложения: Wi-Fi-оборудование будет присоединяться к уже существующей сети таксофонов. Учитывая, что компания эксплуатирует в Петербурге 2 тыс. таксофонных аппаратов, она сможет быстро покрыть сетью хот-спотов практически весь город. Дополнительным плюсом является то, что аппараты СПТ установлены в наиболее людных и защищенных от вандализма местах.

Впрочем, существующие игроки рынка Wi-Fi никаких опасений, связанных с возможным появлением серьезного конкурента, не испытывают. Кроме того, они вообще не считают такие услуги серьезным бизнесом. Лидером по количеству хот-спотов в Петербурге является компания Quantum, чья сеть насчитывает около 23 Wi-Fi-точек. Сергей Жидких, гендиректор "Балт-групп", которой принадлежит Quantum, сообщил Ъ, что сеть Wi-Fi регистрирует около 20 выходов в день и поэтому он не верит, что сейчас "кто-то сможет заработать на этих услугах". Еще одна телекоммуникационная компания, "Петерстар", эксплуатирует в Петербурге около 20 хот-спотов и считает данный проект имиджевым.

Зато другой проект СПТ, связанный с выходом на рекламный рынок города, может оказаться более прибыльным. Как стало известно Ъ, компания собирается возродить таксофонные будки, установив их вместо небольших козырьков, которыми сейчас прикрыты уличные таксофоны. Эти сооружения будут использоваться как рекламоноситель. В настоящий момент СПТ согласовывает проект кабин в комитете по градостроительству и архитектуре. Предполагается, что первые 100 таксофонных кабинок будут смонтированы в 2006 году на Невском проспекте. Стоимость одной будки составит около $1 тыс. Окупить вложения оператор намерен за счет высокой стоимости размещения рекламы на главной улице города. "На Невском проспекте любой носитель будет пользоваться спросом -- думаю, доход с рекламоносителя формата 1,2х1,8 метра на таксофонной будке может составить $200-250 в месяц", -- считает гендиректор рекламной фирмы ОММ Владимир Рябовол.

Попытки СПТ найти новую нишу закономерны. После того как проникновение услуг сотовой связи стало практически 100-процентным, финансовое положение компании резко ухудшилось. Ведь если верить официальной статистике сотовых операторов города, сейчас количество действующих в Петербурге SIM-карт превышает число его жителей, а значит, таксофоны никому не нужны.

БОРИС ГОРЛИН

КоммерсантЪ