В чем сила Sela. "Русский Benetton" создан на интуиции и здравом смыслеАндрей Мусатов САНКТ-ПЕТЕРБУРГ Компания с иностранным названием Sela, созданная с нуля 15 лет назад, превратилась в крупнейшую в стране сеть по продаже повседневной одежды. По оборотам она уступает лишь ростовской Глории Джинс и итальянской Benetton. Основатели Sela объясняют свой успех тем, что все важные решения принимали сами и их Sela не похожа на другие компании. Хотя многие уже называют ее российским Benetton. Бред, ставший реальностью Sela в переводе с иврита означает скала. Эту компанию в 1991 г. основали двоюродные братья Аркадий Пекаревский и Борис Остроброд, эмигрировавший в Израиль. Свой бизнес они начали, как и многие коммерсанты в те годы, с импорта в Россию самых разных товаров и в конце концов остановились на китайском ширпортебе. На покупку первого контейнера одежды братья взяли ссуду у знакомого западного бизнесмена. Потом были кредиты банков и даже деньги случайного знакомого. Такое начало сейчас кажется бредом, а тогда было объективной реальностью, говорит Пекаревский. Момент действительно был удачным: китайские фабрики искали новые рынки сбыта и охотно предоставляли товарные кредиты партнерам. Питерские универмаги, которым компания сдавала товар на реализацию, рассчитывались за него нерегулярно, и к 1996 г., когда оборот Sela стал приближаться к $100 000 в месяц, братья открыли первую торговую точку. Именно это Пекаревский и считает рождением брэнда, хотя лейбл Sela уже давно пришивался на ввозимую одежду. Целевой аудиторией своих магазинов компания выбрала покупателей с вещевых рынков, установив аналогичные цены около 150 руб. за вещь ($30 при курсе 5-6 руб./$). Это очень здравая мысль направить усилия на людей, одевающихся на открытых рынках, считает глава представительства Benetton в России Андрей Григорьев. Собственные модели компания начала создавать уже в конце 90-х. А то, что дизайн-студия располагалась в Израиле, а производственный офис в Китае, позволило Sela позиционироваться в качестве международной корпорации, отмечает Пекаревский. В то время это было важно: доверие к иностранным маркам было гораздо выше, чем к российским. На интуиции Выйти за пределы Петербурга компании помог кризис 1998 г. В августе, несмотря на трехкратное подорожание доллара, Sela на месяц заморозила цены в рублях. Вся одежда была сметена с прилавков. Мы потеряли какие-то деньги (Sela вернулась на докризисные показатели только через год). Но взамен мы получили армию лояльных покупателей, говорит Пекаревский. После кризиса Sela первой среди российских конкурентов решилась на открытие франчайзинговых магазинов. Благодаря франчайзингу Sela несколько лет подряд удваивала обороты и число новых магазинов. С 1999 по 2003 г. ее продажи выросли с $6 млн до $80 млн, а ее сеть превысила 230 магазинов. Совладелец компании считает крайне важным, что Sela с самого начала сформулировала корпоративные принципы франчайзинга. В них были четко прописаны стандарты торговли и кредитно-финансовая политика. При этом Sela не брала с партнеров роялти, рекламные сборы и паушальный платеж (покупка лицензии). На этот год Sela планирует продажи в $120 млн. По этому показателю она уступит лишь ростовской Глории Джинс, рассчитывающей получить $130 млн, и итальянской Benetton, оборот которой в России, по оценкам конкурентов, превысит $120 млн. Зато по количеству магазинов Sela вне конкуренции под ее маркой в России, на Украине и в Эстонии работает около 500 магазинов, из которых 90% франчайзинговые, а собственные расположены только в столицах и Петербурге. У ближайшего конкурента Benetton 120 магазинов. далее... Ведомости |