Казусы эпохи. B начале 2006 года на телеэкраны выходит сериал, снятый произведению Улицкой «Казус Кукоцкого»У почитателей творчества писательницы Людмилы Улицкой праздник: в начале 2006 года на телеэкраны выходит сериал, снятый режиссером Юрием Грымовым по одному из самых популярных произведений Улицкой «Казус Кукоцкого». 24 ноября в кинотеатре «Октябрь» можно было увидеть все 12 серий фильма. Ольга Бобровская По общему мнению, режиссеру фильма Юрию Грымову удалось исключительно правдиво и эмоционально передать общую атмосферу эпохи на примере отдельно взятой семьи. Судя по реакции зрителей, большинство из которых выдержали 8-часовой просмотр, фильм вызывает очень сильные эмоции и держит в напряжении до самого конца.
«Казус Кукоцкого» – история человеческих отношений, тесно связанная с историей и судьбой страны. Действие разворачивается в середине и во второй половине ХХ века и охватывает очень многие общественно важные события этого периода: уголовную ответственность за аборты, разгром генетики, лысенковщину, аресты и лагеря, похороны Сталина, хрущевскую оттепель, эйфорические 60-е, жизнь столичной богемы и джаз. Внутри этой сложной эпохи перед зрителем раскрываются высшие человеческие ценности и вечные вопросы: настоящая любовь и безразличие, всепрощение и нравственность, взаимопонимание и выбор, крепкая мужская дружба и большая подлость маленьких людей. В своей книге Людмила Улицкая уделяет огромное внимание проблеме вырождения генофонда, биологическим законам жизни и их противоречиям с социальной стороной жизни.
В фильме, как и в романе, несколько сюжетных линий. Главный герой фильма – потомственный хирург Павел Алексеевич Кукоцкий (Юрий Цурило) - один из самых именитых гинекологов своего времени, работавший над проблемой криминальных абортов. Его жизнь круто меняется, когда в ней появляется женщина. Жена Елена (Елена Дробышева) и ее дочь от первого брака Таня (Чулпан Хаматова) становятся главными людьми в жизни Кукоцкого. История их взаимоотношений насыщена и наполнена совершенно самостоятельными эпизодами: отношениями дочери Кукоцкого с близнецами-евреями, ее разочарование в науке, Еленина психическая болезнь, духовные искания няни Василисы, жизнь музыкальной богемы. Отдельной сюжетной линией в повествование вплетается «параллельная» жизнь Елены, попадающей в «третью» реальность – между жизнью и смертью. В результате все выстраивается в одну историю, рассказывающую о той самой любви, которая не имеет границ и существует даже за пределом физической жизни человека.
То обстоятельство, что первой профессией Людмилы Улицкой была биология и генетика, в большой степени определило направление ее книги. По словам писательницы, одной из главных тем романа и является тема границы. «В самых разных аспектах: граница между жизнью и смертью, граница между живым и мертвым, граница между рациональным и иррациональным», – говорит Улицкая. Грымов, по ее мнению, сумел перевести смысл романа на язык, понятный для широкой аудитории. Сам режиссер утверждает, что такой фильм, как «Казус Кукоцкого», нужен России именно сейчас. «Фильм рассказывает о том, как в сложное время сохранить себя как личность, не потерять веру в любовь, которая сметает все преграды, физические и моральные, и остается, несмотря на невзгоды, репрессии, ссоры и даже смерть – потому что смерти нет», – говорит он. Кроме удачного авторского тандема Улицкая – Грымов, большую работу проделали актеры и постановщики фильма. Главную роль сыграл актер Юрий Цурило, знакомого зрителям по картине Алексея Германа «Хрусталев, машину!» Для того чтобы сняться в «Казусе...», он даже уволился из Российского театра драмы им. А. С. Пушкина. По его словам, роль Кукоцкого – это то, о чем он мечтал. Елена Дробышева, исполнительница роли Елены, на премьере фильма была в центре внимания. На традиционные вопросы журналистов о том, насколько близка героиня лично ей, она отвечала, что долго вживаться в роль Елены ей не пришлось, потому что чувства, которые переживает героиня в кадре, – «это и есть наша жизнь».
Магическое и фантастическое в истории Кукоцких присутствует не только на экране, но и за кадром. Грымов рассказывает, что, как только возникала идея экранизации романа Улицкой, в его жизни стали происходить странные события. «Как-то перед Пасхой, в Чистый четверг, я собрался исповедаться, – рассказал режиссер. – В церковь на «Юго-Западной», куда я обычно хожу, мне попасть не удалось из-за большого количества прихожан, и я по дороге домой все-таки решил зайти в храм на Плющихе. После исповеди настоятель отец Андрей сказал мне, что эта церковь была единственной, построенной при гинекологическом отделении одной из столичных больниц. И подарил мне книгу обо всех хирургах этого отделения, о первых абортах, первых кесаревых сечениях. Лично я считаю, что это подтверждение неслучайности всего происходящего в нашей жизни». От других создателей картины корреспондент ВЗГЛЯДа узнал об интересных «казусах», которые произошли во время съемок. Например, некоторые сцены снимались на кладбище, и в перерывах между дублями Грымов и несколько человек из съемочной группы заметили расположенные рядом могилы некоего… Кукоцкого и некоего… Гольдберга! Дело в том, что и по книге Улицкой, и по сценарию картины лучшим другом Павла Алексеевича Кукоцкого был его коллега и сверстник Илья Иосифович Гольдберг. А эпизоды, в которых героиня Хаматовой Таня ставит опыты на крысах, снимались в настоящей научной лаборатории. Ни о чем не подозревающие ученые, принявшие съемочную группу, выдали Чулпан в качестве реквизита прозрачную миску, на которой было написано красной краской «Таня».
journal.vzglyad.ru |
|||||