10.11.2005

Дорожные фонды обрели второе дыхание. Сенаторы предлагают реанимировать региональные дорожные фонды



ВЛАДИМИР ЛАВИЦКИЙ
ТАТЬЯНА АЛЕШКИНА

Как заявил вчера председатель бюджетного комитета верхней палаты парламента Евгений Бушмин, Совет федерации принял решение внести в Госдуму законопроект, в соответствии с которым должны быть возрождены упраздненные три года назад региональные дорожные фонды и возобновлено их финансирование из федерального бюджета.
Напомним, что региональные дорожные фонды были упразднены 1 января 2003 года, после того как был отменен последний оборотный налог - на пользователей автомобильных дорог.
Сейчас строительство и ремонт дорог регионы финансируют в основном из собственных бюджетов. Эта расходная статья формируется из поступлений от транспортного налога, ставка которого варьируется властями субъектов федерации в установленных Налоговым кодексом пределах. Кроме того, часть средств на дорожное строительство поступает в виде субсидий через федеральные целевые программы (ФЦП), а также за счет акцизов на топливо, которые распределяются среди регионов, в том числе в зависимости от протяженности автомобильных дорог.
В Совете федерации подсчитали, что за последние три-четыре года объемы финансирования дорожного строительства снизились в три раза. По словам Евгения Бушмина, в ближайшей перспективе у регионов не останется денег не только на строительство или ремонт дорог, но и на их элементарное содержание. Усугубляет ситуацию и то обстоятельство, что финансирование подпрограммы "Автомобильные дороги" ФЦП "Модернизация транспортной системы России (2002-2010 годы)" в 2006 году уменьшается по сравнению с текущим годом на 3,6%, а размер субсидий региональным бюджетам на финансирование строительства и реконструкции автомобильных дорог общего пользования и искусственных сооружений на них сократится на 31,7%.
Идея сенаторов переломить ситуацию в дорожном строительстве за счет реанимации дорожных фондов не вызывает энтузиазма у правительства. В поступившем в Совет федерации ответе правительства на парламентский запрос о принимаемыхмерах по финансированию дорожного хозяйства в 2006 году утверждается, что "правительство не имеет возможности за короткий отрезок времени резко увеличить объемы финансирования дорожного хозяйства". Более того, правительственные чиновники отмечают, что региональные власти недостаточно активно пользуются своим правом устанавливать повышенные ставки транспортного налога и тем самым сокращают базу для финансирования дорожного строительства.
По мнению опрошенных "Бизнесом" экспертов, шансы на воссоздание дорожных фондов невелики. "Создание дорожных фондов ничего не принесет регионам, но свяжет руки их руководителям. Логика у этого предложения может быть только одна - если такие фонды получат дополнительные источники финансирования",- говорит гендиректор Экономической экспертной группы Александр Андряков.
В свою очередь вице-президент ИК "Атон" Вадим Сосков считает, что более эффективным способом увеличить финансирование дорожного строительства стали бы сборы с платных дорог. "Вопрос платных трасс решит проблему реконструкции дорог без привлечения дополнительных налогов. Те, кому нужны платные дороги, станут источником финансирования остальных дорог. Такая практика налажена во многих развитых странах",- отмечает Сосков.



Деловая газета "Бизнес"