10.11.2005

АвтоВАЗ скупают оптом. Его акции подорожали на 50% после ухода Владимира Каданникова



На фондовом рынке идет массированная скупка акций ОАО АвтоВАЗ. С момента отставки Владимира Каданникова с поста главы совета директоров АвтоВАЗа, происшедшей 27 октября, котировки акций автозавода выросли на 50% и продолжают расти. Миноритарии прогнозируют изменения в акционерном капитале АвтоВАЗа до 22 декабря, к внеочередному собранию акционеров завода. Чтобы получить полный контроль над предприятием, группе СОК придется объединить усилия с крупнейшим совладельцем АвтоВАЗа, не являющимся номинальным держателем акций,– Внешэкономбанком (ВЭБ). Однако не исключено, что в конечном итоге контроль над предприятием получит государство в лице одного из госбанков.

Более 60% голосующих акций АвтоВАЗа (52,3% уставного капитала) находится в перекрестном владении дочерними структурами: 38,2% – у ОАО "Автомобильный всероссийский альянс" (AVVA; принадлежит АвтоВАЗу на 84,95%), 23,6% – у ЗАО "ЦО Автомобильной финансовой корпорации" (АФК). Состав акционеров АФК такой: 49% – АвтоВАЗ, 10% – AVVA, 26% – ЗАО "Фитом", где совладельцами являются топ-менеджеры АвтоВАЗа, в том числе Владимир Каданников, 15% – фирма "Форус". Остальные акции АвтоВАЗа распределены между миноритарными акционерами, крупнейшим из которых является ВЭБ, получивший 7% акций (8,3% голосующих) в результате конвертации в них долгов АвтоВАЗа перед бюджетом. 15,69% находится в управлении ЗАО "Депозитарно-клиринговая компания" (это акции инвестфондов), примерно 15% обращаются на рынке.

После отставки Владимира Каданникова 27 октября котировки акций АвтоВАЗа сразу подскочили примерно на 10%. Однако кратковременной вспышкой интереса инвесторов дело не ограничилось: за десять дней после отставки стоимость ценных бумаг АвтоВАЗа выросла на 42% и достигла $35 за акцию на РТС, на ММВБ максимальная цена покупки составила 1003 руб.– рост котировок составил 50%. Трейдеры говорят, что перемены на заводе грамотно используются брокерскими компаниями, клиенты которых купили акции АвтоВАЗа по высоким ценам, а сейчас используют последний шанс, чтобы разогреть рынок и избавиться от этого актива. Однако Максим Наумов, гендиректор УК "Рост капитала" (управляет 1% акций AVVA), уверен, что рост котировок связан с будущей сменой собственников АвтоВАЗа. По его прогнозу, в течение месяца акции АвтоВАЗа подорожают еще как минимум на 50%. Прогнозы участников рынка, как именно может измениться структура акционерного капитала АвтоВАЗа, строятся на том, что управление автозаводом перешло к самарской группе СОК (обеспечивает до 50% поставок компонентов на конвейер АвтоВАЗа, контролирует сбыт его готовой продукции и вторичный рынок запчастей) и она постарается укрепить свои позиции. В СОК официально не комментируют эту информацию.

Отметим, что в последний месяц группа СОК взяла на себя финансирование ряда социальных программ – якобы в обмен на лоббистские усилия губернатора Константина Титова в пользу СОК на АвтоВАЗе. В частности, СОК согласилась на финансирование самарского клуба футбольной премьер-лиги "Крылья Советов", который этим летом после ухода с поста его президента Германа Ткаченко (экс-вице-президента "Сибирского алюминия") остался без инвестора. Ранее СОК категорически отказывалась вкладывать деньги в "Крылья", а две недели назад было официально объявлено, что группа обеспечивает команде бюджет на будущий год в размере $30 млн. Аналогичная сделка запланирована и с тольяттинской "Ладой" – клубом Суперлиги. АвтоВАЗ урезал его бюджет на 75%, примерно до $7 млн в год. Теперь, по сведениям источника Ъ в обладминистрации, губернатор ведет переговоры о том, чтобы СОК взяла на себя финансирование команды. Вопрос должен решиться после того, как определится расклад сил в акционерном капитале АвтоВАЗа.

Поскольку контрольный пакет АвтоВАЗа находится в перекрестном владении у дочерних обществ, фактически заводом владеет тот, кто им управляет, то есть группа СОК. Схема перекрестного владения акциями широко используется российскими компаниями, и их миноритарные акционеры (в частности, "Сургутнефтегаза") неоднократно пытались ее оспорить и объявить эти бумаги казначейскими (не голосующими и подлежащими погашению), но безуспешно. "В развитых странах законодательство таково, что казначейские акции не участвуют в голосовании на собраниях акционеров. У нас, к сожалению, они голосуют. Эта схема непрозрачная и некрасивая, но на данный момент абсолютно законная",– говорит Эльдар Назмутдинов, старший юрисконсульт ИК "Проспект". Поэтому аналитики полагают, что вероятность появления сторонних претендентов на АвтоВАЗ маловероятна (ранее среди них назывался холдинг "Руспромавто" Олега Дерипаски). Александр Агибалов, управляющий директор AG Capital (управляет около 6% акций АвтоВАЗа) и частный акционер АвтоВАЗа Виктор Цобенко подтвердили Ъ, что у миноритариев волжского автозавода тоже возникала идея через суд отменить схему перекрестного владения акциями. Однако теперь это может реализовать группа СОК, чтобы получить контрольный пакет акций завода.

Для этого достаточно провести ряд решений через собрания акционеров АвтоВАЗа и консолидировать немногим более 20% его акций (учитывая, что казначейскими акциями теоретически могут быть объявлены 60% его бумаг). Оба шага сейчас, судя по всему, реализуются. На рынке ведется скупка акций АвтоВАЗа; причем заказчику достаточно собрать 12% и договориться с ВЭБом о совместных действиях. По сведениям нескольких источников Ъ, близких к автозаводу, группе СОК и ВЭБу в совместное управление переданы 84,95% акций AVVA, принадлежащих АвтоВАЗу. Это позволит управленцам назначить свой исполнительный орган в AVVA, который и будет голосовать пакетом из 35,94% акций АвтоВАЗа, находящимся на балансе у AVVA. Отметим, что в пресс-службе завода Ъ заявили, что никаких действий с бумагами этих дочерних обществ не производится и не планируется.

Однако если эта информация соответствует действительности, через собрание акционеров АвтоВАЗа можно провести решение о выкупе акций у миноритариев AVVA и АФК, доведении доли АвтоВАЗа в этих компаниях до 100% и их последующей ликвидации. После этого акции АвтоВАЗа, ранее принадлежавшие "дочкам", окажутся у него на балансе. Далее, как объяснил Эльдар Назмутдинов, по закону об АО предприятие обязано в течение года продать эти акции по рыночной цене, либо, если такая сделка не состоится (а она может не состояться – учитывая разогретую и ничем не обеспеченную стоимость акций АвтоВАЗа), акции погашаются путем уменьшения УК. То есть владелец 20% акций АвтоВАЗа автоматически становится собственником его контрольного пакета – при затратах, составляющих не более $150 млн. Источник Ъ в группе СОК подтвердил, что такая схема прорабатывалась.

Существует и альтернативный вариант развития событий, без участия группы СОК в качестве собственника АвтоВАЗа. Акции АвтоВАЗа, принадлежащие AVVA и АФК, может выкупить по рыночной цене государство в лице одного из госбанков, как это уже было сделано с акциями завода, которые сейчас принадлежат ВЭБу. Если рыночную цену бумаг АвтоВАЗа удастся разогреть до $50, то сумма сделки может составить до $800 млн. АвтоВАЗ как материнская компания AVVA и АФК получит большую часть этих денег, и таким образом можно произвести зачет всех замороженных долгов АвтоВАЗа перед бюджетом. Взамен государство получит контрольный пакет крупнейшего автозавода страны – как это было сделано, например, с "Газпромом". Правда, Станислав Наумов, официальный представитель Минпромэнерго, полностью исключил возможность реализации такой схемы с АвтоВАЗом: "Она не вписывается в существующую политику Минпромэнерго". Однако один из топ-менеджеров Внешторгбанка вчера на условиях конфиденциальности сообщил, что под подобную сделку уже зарезервированы средства в размере до $1 млрд.

ЕКАТЕРИНА Ъ-САФАРОВА, ВЛАДИСЛАВ Ъ-ТРИФОНОВ, ОЛЬГА Ъ-БУЯНОВА; ДЕНИС Ъ-ШЛАЕВ, Самара



КоммерсантЪ