27.10.2005

Авиабилеты не долетели до границы



ИРИНА РУСАНОВА

Как стало известно "Бизнесу", крупнейшие российские авиакомпании не могут ввезти в Россию бланки авиабилетов, которые в основном печатаются за рубежом. Причина - в новых правилах импорта в Россию бланков полиграфической продукции. Участники рынка прогнозируют, что продажи билетов могут встать уже в ближайшие недели.
О проблемах при ввозе бланков билетов в Россию "Бизнесу" рассказали представители сразу нескольких крупнейших российских авиакомпаний.
Больше всех пострадал "Аэрофлот". "Крупная партия авиабилетов "Аэрофлота" не может пройти таможенную очистку из-за того, что таможенные органы требуют специальную лицензию на импорт бланков,- сообщил "Бизнесу" заместитель гендиректора авиакомпании Лев Кошляков.- Имеющихся в запасе у "Аэрофлота" бланков хватит на считанные недели". Таким образом, деятельность крупнейшей авиакомпании страны оказалась под угрозой, ведь порядка 95% ее перевозок оформляется на собственных бланках, а оставшиеся - на нейтральных бланках Транспортной клиринговой палаты (ТКП).
У других крупных перевозчиков оборот собственных бланков несколько ниже. По данным ТКП, в среднем порядка 65% перевозок российские авиакомпании оформляют на собственных фирменных бланках, а оставшиеся - на нейтральных бланках ТКП.
И ТКП, и практически все перевозчики печатают проездные документы за рубежом, а затем привозят в Россию, заплатив пошлину - около 50% от себестоимости бланка. Теперь выплаты пошлин недостаточно. Для ввоза в Россию проездных документов нужно получить в Минэкономразвития специальную лицензию, поскольку авиабилет отнесен к бланкам защищенной от подделок полиграфической продукции - об этом говорится во вступившем в силу этой осенью постановлении правительства.
Таким образом, с проблемой импорта бланков в ближайшее время столкнутся все без исключения участники продаж авиаперевозок. Им придется либо получать лицензию, на что может уйти около двух месяцев, либо отказаться от сотрудничества с иностранными фабриками и заказывать бланки у отечественных типографий. "Мы надеемся, что российские заказчики не откажутсяот наших услуг",- сообщил "Бизнесу" Вальтер Пинт управляющий директор немецкой компании Bartsch, печатающей практически все российские авиабилеты. По его мнению, в России пока нет такой возможности печатать билеты высокого качества, соответствующего мировым стандартам.
Замдиректора авиакомпании "Пулково" по экономике и финансам Кирилл Глузман с ним согласен. "В России нет ни одной типографии, способной принять заказы авиакомпаний,- заявил он "Бизнесу".- Некоторые пытаются наладить производство, но ни одной сколько-нибудь серьезной партии еще не произвели". По его словам, из-за необходимости получать лицензию "Пулково" пришлось отложить закупку бланков. "Но в течение этого месяца нам нужно будет приобрести очередную партию билетов. Наш оборот - примерно 80% собственных бланков",- сообщил Глузман. У "Сибири" - такие же цифры, но у компании достаточно большой запас фирменных бланков, которого хватит на ближайшие месяцы. "Но если получение лицензий так и останется обязательным, то, наверное, будем заказывать бланки в России",- говорит пресс-секретарь "Сибири" Илья Новохатский.
Авиакомпании KrasAir и UTair, использующие по 10-15% собственных бланков, пока еще не решили, как поступить. "Надеюсь, что ТКП получит лицензию наверняка",- сказал "Бизнесу" гендиректор KrasAir Борис Абрамович.
И Глузман из "Пулково" говорит, что, в крайнем случае, можно будет увеличить оборот через ТКП. "Но при этом не нужно забывать, что если на территории России оборот бланков ТКП возможен, то для поездки за рубеж могут осуществляться только на фирменных бланках авиакомпаний",- отметил Глузман.
В ТКП же, по словам ее руководителя Сергея Ильичева, запаса бланков хватит до марта будущего года.
"Вопрос требует срочного решения",- беспокоится Лев Кошляков из "Аэрофлота". По сведениям "Бизнеса", национальный перевозчик, а также еще несколько отечественных авиакомпаний планируют написать обращение федеральным властям. "Мы считаем, что бланки авиабилетов неправомерно отнесены к категории бланков защищенной от подделок печатной продукции",- заявил "Бизнесу" руководитель Федерального агентства воздушного транспорта Александр Юрчик. В самое ближайшее время, по его словам, он вместе с министром транспорта Игорем Левитиным будут лоббировать изменение постановления правительства, заставляющее авиакомпании получать лицензии на импорт бланков. Но их уже опередили иностранные перевозчики, работающие в России, которых данное постановление также коснулось. По данным "Бизнеса", Ассоциация европейского бизнеса уже направило письмо премьерминистру Михаилу Фрадкову письмо с просьбой разобраться в сложившейся ситуации.
Общий оборот авиабилетов в России никто из участников рынка оценить не берется. Но если считать, что для каждой перевозки оформляется один бланк, то исходя из пассажиропотока в 2004 году было использовано минимум 32 млн билетов- без учета испорченных и замененных бланков.
Каждый из них стоит от 2 до 4 рублей (в зависимости от количества страниц) без учета транспортных расходов.



Деловая газета "Бизнес"