24.10.2005

Налоговая обираемость. Предприниматели ждут усиления государственного давления


Несмотря на все обещания властей прекратить террор налоговых органов в отношении налогоплательщиков, бизнес в такую перспективу категорически не верит. Как показало исследование, проведенное институтом национальных проектов "Общественный договор" при поддержке фонда "Либеральная миссия", три четверти предпринимателей в ближайшие два года ожидают усиления давления на бизнес со стороны государства в целом и со стороны налоговых органов в частности. Исследование на тему "Налоговый произвол: группы интересов и возможности гражданского противодействия" проводилось в семи российских регионах – Чувашии, Воронеже, Екатеринбурге, Перми, на Алтае, в Кирове и Челябинске. В нем приняли участие 680 предприятий различных отраслей экономики, причем половина относились к категории малого бизнеса, половина – к среднему и крупному. В основу исследования был положен так называемый индекс налогового счастья, характеризующий удовлетворенность предпринимателей российской налоговой системой. В качестве критериев для расчета этого индекса были взяты такие показатели, как уровень налоговой нагрузки на налогоплательщика, наличие или отсутствие конфликтов с налоговыми органами и др.

По мнению авторов исследования, за последние годы система налогового администрирования в России прошла несколько стадий. Как пояснил президент института национальных проектов "Общественный договор" Александр Аузан, если в 1997 году платить налоги в обществе было не принято вовсе, а потому их собираемость год от года падала, то уже в 2001 году, по мере развития налоговой системы, сформировалось новое правило – "правило недоплаты". Его суть сводилась к тому, что при высоком уровне административных барьеров, принудительном спонсорстве и больших издержках на налоговое администрирование заплатить все налоги по действовавшим на тот момент ставкам было нереально. Итог – получила распространение практика заключения с налогоплательщиками, в первую очередь крупнейшими, соглашений, в которых заранее оговаривался объем налоговых платежей. К 2005 году "правило недоплаты" сменило "правило приказного платежа", заключающееся в заметном усилении давления на бизнес со стороны налоговых органов, последствия которого, собственно, и попытались оценить исследователи. Как показали результаты, по "индексу налогового счастья" российских налогоплательщиков едва ли можно назвать счастливыми. Только 32% опрошенных отнесли себя к категории "счастливчиков", 43% оказались "середняками", а каждый четвертый налогоплательщик оказался откровенно несчастным. Любопытно, но доля несчастных оказалась заметно выше среди средних и крупных налогоплательщиков – почти 40%, тогда как у малого бизнеса этот показатель оказался в два раза меньше. Из отраслей наиболее несчастной оказалась торговля (почти 50% опрошенных предприятий), а самой счастливой – сфера услуг (порядка 45%).

По мнению Александра Аузана, высокая степень неудовлетворенности системой налогового администрирования среди средних и крупных предприятий во многом объясняется тем, что налоговики предпочитают "трясти крупные и заметные предприятия, то есть искать под фонарем", меньше внимания уделяя бизнесу малому. "Из крупных компаний просто выгоднее выколачивать деньги",– заявил он. Однако существенную роль при этом играют не только бюджетные интересы, но и желание "поставить бизнес на место". А зампред бюджетного комитета Госдумы Андрей Макаров уверен, что малый бизнес оказался столь сдержан в оценке собственного "налогового несчастья" еще и потому, что просто приспособился и научился мириться с произволом налоговых органов. Этот вывод косвенно подтверждает тот факт, что, как показало исследование, основная причина необращения налогоплательщиков в суд при конфликте с налоговыми органами – нежелание портить с ними отношения (более 40% опрошенных). Не исключено, что и в оценке собственного несчастья часть опрошенных руководствовалась тем же принципом. Тем более что три четверти опрошенных честно признались, что ожидают некоторого или значительного усиления давления со стороны государства на бизнес. При этом в ожидании усиления давления находятся даже те, кто в настоящее время ощущает себя достаточно комфортно. А 60% руководителей предприятий уже сейчас отмечают рост активности и давления со стороны финансовых контролеров. Результатом роста налогового пресса, по мнению бизнеса, станут возникновение новых схем ухода от налогов, рост оттока капиталов и коррупции на фоне некоторого роста собираемости налогов.

ГАЛИНА Ъ-ЛЯШЕНКО

Удовлетворены ли вы российской налоговой системой?


КоммерсантЪ