24.10.2005

ХДС поступает с розницей не по-христиански



ЭРИК КУЛЬП (ERIC CULP)

В этом году немецкий ритейл ожидает очередное масштабное сокращение рабочих мест, поскольку спад потребительской активности продолжается. Прогнозируется увольнение около 20 тыс. работников, и это при том, что в 2004 году, по данным отраслевой ассоциации HDI, в магазинах стало на 30 тыс. сотрудников меньше. Как утверждают в ассоциации, сентябрь стал "черным" месяцем для ритейлеров, поскольку настроения потребителей резко упали в связи с неопределенностью вокруг состава нового правительства.
На 2005 год ассоциация прогнозирует спад объема продаж на 1%. Это усугубляется сохраняющимися опасениями насчет перспектив немецкой экономики и сообщениями о том, что коалиционное правительство победившего на выборах лидера христианских демократов (ХДС) Ангелы Меркель (Angela Merkel) отложило столь необходимое снижение налогов.
Впрочем, дискаунтеры превращают кризис в источник дополнительных возможностей.
Разговоры об очередном тяжелом годе для розничной торговли кажутся абсурдом при взгляде на очереди, выстраивающиеся утром в среду в местной IKEA. Это свидетельствует о том, что пока магазины премиум-класса пустеют, дискаунтеры продолжают наживаться на скаредности, ставшей движущей силой в крупнейшей экономике Европы.
На самом деле таким дискаунтерам, как IKEA, ничего не остается, кроме как набирать новых сотрудников, говорит Кай Хартманн (Kai Hartmann), официальный представитель IKEA Deutschland. За год по 31 августа 2005-го компания увеличила свой штат на 10% и довела его численность до 12 тыс. человек. По данным Хартманна, 1100 новых работников обеспечили ей четвертое место в списке немецких работодателей, штат которых увеличился за этот период. И хотя ритейл-сектор в целом переживал спад, продажи IKEA в Германии, являющейся для компании крупнейшим национальным рынком, выросли на 11% и достигли 2,77 млрд евро. Благодаря этому Германия обеспечила шведскому ритейлеру пятую часть всего оборота. IKEA открыла три новых магазина и сейчас предлагает сниженные цены на товары для спален и кухонь: "Благодаря росту спроса мы смогли увеличить объем закупок и разделить эту экономию с потребителем".
Рост таких дискаунтеров, как Lidl и Aldi, также выражается двузначными цифрами.
Как утверждает аналитик Deutsche Bank, их успех свидетельствует о том, что цены играют решающую роль на немецком рынке. В магазинах премиум-класса, например KarstadtQuelle, продажи падали, что привело к миллионным убыткам. Теперь компания пытается спастись, продавая наименее прибыльные магазины.
Впрочем, другие компании научились приспосабливаться.
По отзывам того же аналитика, неплохо идут дела у парфюмерной сети Douglas. Одним из факторов этого стало повышение уровня сервиса, который всегда был слабым местом немецкого ритейла.
Кроме того, немцы стали по-другому относиться к шопингу. Десять лет назад на тех, кто делал покупки в Aldi или Lidl, многие смотрели свысока. Более того, когда немецкие футбольные команды играли против турецких, фанаты иногда махали целлофановыми пакетами Aldi, намекая на низкий социальный статус их оппонентов, посещающих подобные магазины. Все это в прошлом. В недавнем опросе, проведенном для журнала Implus, немцы назвали Aldi в числе пяти наиболее успешных компаний страны. Lidl заняла 11-е место, а KarstadtQuelle - 49-е, предпоследнее в рейтинге.



Деловая газета "Бизнес"