19.10.2005

Полмиллиона трубок продано через сеть



КСЕНИЯ БОЛЕЦКАЯ

По оценке агентства "Сотовик", продажи мобильных телефонов через интернет растут почти в два раза быстрее, чем их продажи в целом через дилерские сети.
Впрочем, в некоторых регионах этот рынок растет практически с нулевой отметки, благодаря этому показывая до 300% роста. Интернет-дилеры уверяют, что за полгода через сеть было продано около 500 тыс. трубок.
По прогнозу информационноаналитического агентства "Сотовик", в этом году через интернет телефонов будет продано на 30% больше, чем в прошлом. В денежном выражении рост составит 20%. При этом в отдельных регионах продажи выросли в три раза только за первое полугодие. Активнее всего этот сектор развивался на Дальнем Востоке, где, по словам главного редактора "Сотовика" Сергея Коляды, в прошлом году продажи находились практически на "нулевой отметке".
Всего за шесть месяцев этого года, по оценке "Сотовика", было продано 500 тыс.
телефонов. Старший аналитик J'son & Partners Борис Овчинников полагает, что в год через интернет продается не более 1,5 млн телефонов, что составляет 5% от розничных продаж. Эксперты говорят, что объем рынка онлайновых продаж мобильников превысит в этом году $250 млн, причем большая часть продаж придется на столичный регион. ВМоскве, по данным "Сотовика", 7% телефонов реализуются через интернет.
Впрочем, пресс-секретарь интернет-магазина Ozon.ru Михаил Ятковский считает этот показатель несколько завышенным, по его оценкам, доля онлайновых продаж трубок в столице не превышает 5%, и это самый высокий показатель по стране. По словам Ятковского, интернет-продажи в России сейчас растут гораздо быстрее офлайновых, в среднем рост таких продаж, вне зависимости от категории товара, составляет около 70-100%. В "Сотовике" указывают, что объемы онлайновой торговли телефонами росли в первом полугодии этого года в два раза быстрее, чем традиционная розница.
Свои данные "Сотовик", уточняет Коляда, получил из выборочного опроса дилеров.
Всего, по его оценкам, на этом рынке сейчас работает пять- семь местных компаний в каждом регионе и около 20 крупных федеральных интернетмагазинов. Впрочем, по мнению Ятковского, около 80% продаж обеспечивают всего три ресурса: telephon.ru, sotino.ru и интернет-магазин сети салонов "Связной". В "Связном" отказались раскрыть данные по объемам продаж телефонов через интернет, сообщив лишь, что они сравнимы с объемами их среднестатистического московского салона. По данным экспертов, в месяц через один салон продается в среднем 20 тыс. телефонов. Руководитель отдела рекламы и маркетинга "Сотино.Ру" Елена Коротеева рассказала, что конкуренция на этом рынке за последний год очень усилилась - количество интернет-магазинов растет день ото дня, но при этом объемы продаж у старых игроков не падают, а только растут.
Интернет-магазины обгоняют традиционную розницу не только по темпам роста, но и по уровню цен. Средняя цена сотового телефона в интернетмагазине в первом полугодии этого года была, по данным "Сотовика", на 65% выше, чем в обычном салоне. А на некоторых локальных рынках эта разница превышает 100%. Коляда объясняет это тем, что интернет-магазины торгуют более дорогими телефонами.
Кроме того, у них раньше появляются новинки, накрутка на которые соответственно выше. Но Коротеева заявила "Бизнесу", что на sotino.ru представлены практически полные линейки товаров: от бюджетных моделей за $50 до дорогих за $1,5-2 тыс. Но средний чек, соглашается она, при этом выше, чем в офлайне, изза состава аудитории - людей, которые хорошо зарабатывают и ценят свое время.

"Уложиться можно в $10 тыс."

Продажи телефонов через интернет быстро растут, однако, в отличие от "офлайн-ритейла", выход на этот рынок не требует крупных инвестиций. О том, насколько рентабелен этот бизнес и за счет чего интернет-магазины зарабатывают деньги, корреспонденту "Бизнеса" Петру Мироненко рассказал гендиректор магазина www.sotoman.ru Андрей Одуденко.
- Насколько ваш бизнес привлекателен для вложений? Сколько сейчас стоит сделать хороший интернетмагазин? - Существует некий миф, что сделать интернет-магазин вообще ничего не стоит, хоть покупай сайт и работай из дома.
На самом деле все не совсем так. Начальные инвестиции все-таки есть, хотя они и невелики. Уложиться можно в $10 тыс. Затраты пойдут на разработку интернет-сайта ($2-3 тыс.), аренду офиса площадью 15-20 кв. м ($300- 400 за метр в год) и зарплату сотрудников - двух девушек на телефоне и курьеров. Плюс налоги.
Еще одна важная ежемесячная статья расходов - $5-7 тыс. на рекламу. Без этого вообще практически ничего не сделаешь.
- А какие условия удается получить у поставщиков? - Во-первых, первые месяцы в любом случае придется работать в минус- чтобы получить хоть сколько-то интересные условия у дилеров, нужно нарастить нормальный оборот.
Вот, кстати, еще одна статья первоначальных расходов - достаточный товарный запас.
Во-вторых, надо понимать, что, даже когда магазин выйдет на неплохие продажи, поставщики все равно не дадут ему таких отпускных цен, как "Евросети". А розничные цены все равно должны быть ниже, чем в "офлайне", иначе конкуренция с традиционным ритейлом теряет смысл. Так что приходится компенсировать разницу из собственной маржи. В результате сейчас она у нас не превышает 3%.
- А в чем тогда плюсы этого бизнеса? - Ну, прежде всего при небольших вложениях удается достичь достаточно неплохих оборотов. Средний ежедневный оборот хорошо раскрученного магазина - $10 тыс.
(около $3,5 млн в год.- "Бизнес"). Достигается это за счет радикально более высокой платежеспособности нашей аудитории.
Судите сами: у нас более 90% продаж приходится на телефоны по цене свыше $300 (по данным J'son & Partners, в России на категорию "свыше $200" приходится чуть больше 20% рынка). Наш основной покупатель - продвинутый офисный работник, который заказывает телефон себе на работу по интернету. Из-за большой доли высокомаржинальных моделей и удается зарабатывать деньги.


Деловая газета "Бизнес"