19.10.2005

Наш, российский Pampers. P&G открыл производство детских подгузников Pampers в России



АЛЕКСАНДР ДЕМЧУК

Как стало известно "Бизнесу", Procter & Gamble (P&G) открыл производство детских подгузников Pampers в России. Проектная мощность двух линий составит 1 млн подгузников в сутки.
Теперь P&G - единственная компания, производящая подгузники в России. По мнению участников рынка, получив выигрыш в себестоимости продукции, P&G направит высвободившиеся средства на агрессивный маркетинг.
О том, что на заводе P&G в Новомосковске открылась линия по производству Pampers, "Бизнесу" рассказал менеджер по внешним связям P&G Константин Дубинин. Инвестиции в проект составили $28 млн. "К началу 2006 года на нашем заводе в Новомосковске заработает вторая линия по производству подгузников, таким образом, проектная мощность составит более 1 млн штук в день",- пояснил Дубинин.
Кроме того, начало производства Pampers в России, по словам Дубинина, привлекло поставщиков сырья, традиционно работающих с P&G. "С двумя компаниями утверждены бизнес-планы, их производства могут появиться в России в ближайшие несколько лет, при этом эти компании будут свободны в выборе дополнительных партнеров",- отметил Дубинин. По оценкам P&G, каждый из производителей сырья потратит на строительство заводов по $25 млн.
С открытием производства Pampers в России P&G становится единственным отечественным производителем подгузников. "Ранее попытки производить подгузники в России предпринимала "Калина", однако проект не был реализован",- вспоминает топменеджер одной из дистрибуторских компаний.
"Рынок очень быстро развивается, по нашим данным, рост составляет свыше 10% ежегодно. P&G старается увеличивать продажи с опережением роста рынка.
Открытие производства удобно с точки зрения логистики и транспорта, кроме того, компания работает на перспективу.
В планах нарастить мощности по всем категориям товаров, производимых на площадке в Новомосковске",- говорит Дубинин из P&G.
Объем планируемого производства Pampers в России в P&G не раскрывают, отмечая лишь, что в ближайшие несколько лет компания планирует полностью отказаться от импорта.
По данным исследовательской компании COMCON за первое полугодие 2005 года, P&G занимает первое место в продажах подгузников с маркой Pampers (48% общероссийских продаж и 36% - в Мос к в е ) , Kimberly-Clark (марка Huggies) - 27% и 35% соответственно, SCA (марка Libero) - 16% и 18%.
Участники рынка и эксперты говорят, что, открывая первое производство в России, P&G получает серьезное конкурентное преимущество. "P&G однозначно понижает себестоимость Pampers.
Впрочем, сомневаюсь, что компания станет снижать цену и демпинговать на рынке: это может отрицательно сказаться на имидже брэнда Pampers.
Скорее всего, вырученные от повышения маржи средства P&G потратит на агрессивный маркетинг",- считает совладелец крупной дистрибуторской компании "Мак-Дак" Марина Каменская. С ней соглашается аналитик ИК "Финам" Сергей Харченко: "Издержки P&G могут снизиться на 15-20%, после прихода на рынок поставщиков сырья - до 25-30%. Однако демпинговать на первом этапе P&G не сможет: нужно окупить инвестиции. Наиболее вероятный сценарий - незначительное (3-5%) снижение цены, сопровождаемое активной рекламной кампанией". По оценке Харченко, P&G сможет увеличить долю рынка прежде всего в регионах России, где платежеспособный спрос не столь велик, до 60%. "В Москве этот показатель вряд ли превысит 40%",- заключает Харченко.
Участники рынка разошлись во мнении, последуют ли за P&G остальные производители подгузников. "Безусловно, Kimberly-Clark и SCA также будут изучать перспективы строительства заводов в России. Это для них оптимальный вариант, ведь рабочая сила и прочие издержки здесь значительно дешевле",- говорит Харченко из ИК "Финам". С ним соглашается Ян Абадовский из компании Orion: "Пока производители смотрят больше на возможности своих дистрибуторов, однако постепенно они придут и к тому, чтобы открыть собственное производство в России".
Другого мнения придерживается Марина Каменская: "Затраты на построение производства очень серьезные, их может себе позволить только очень крупный игрок. Ни Kimberly-Clark, ни SCA не смогут в ближайшее время позволить себе такие обширные инвестиции".
В Kimberly-Clark вчера не смогли прокомментировать ситуацию. Вице-президент SCA Hygiene Products Бодил Эрикссон отметила лишь, что Россия - очень важный рынок для SCA. "По нашим данным, действия P&G никак не скажутся на объеме продаж нашей продукции в стране",- отметила Эрикссон. Более подробно прокомментировать позицию компании и возможность открытия производства в России Эрикссон вчера не смогла.


Деловая газета "Бизнес"