19.10.2005

Продавцам компьютеров предложат сменить бренд



Дистрибуторы компьютерной техники создадут для потребителей федеральную розничную компьютерную сеть и обменяются друг с другом информацией о неплательщиках по кредитам.

Новые методы конкурентной борьбы осваивают крупные дистрибуторы компьютерной и оргтехники. Они готовы обменяться друг с другом информацией о платежеспособности своих партнеров, а так же потратить десятки миллионов долларов на создание федеральной розничной сети магазинов.

Рекомендовано

В последние годы многие российские продавцы компьютерной техники пользуются товарными кредитами дистрибуторов, или, точнее, отсрочкой платежа до перепродажи товара. Чтобы получить рычаги воздействия на недобросовестные фирмы, которые сознательно набирают товар в долг и не возвращают за него деньги, крупные дистрибуторы компьютерной техники создали сразу два альтернативных “клуба кредиторов”, участники которых обменяются информацией о своих партнерах. Кроме того, дистрибуторы предполагают, что вместе можно эффективнее воздействовать и на компании, срывающие сроки выплат неумышленно. К примеру, на днях заработал неформальный клуб кредиторов, в который вошли дистрибуторы “Ланит”, Marvel, OLDI, OCS, Rosco, RRC, RSI и Verysell. В рамках договоренностей партнеры, желающие получить отсрочку платежа у одного из членов клуба, смогут попросить «кредит доверия» - кредитную рекомендацию. Над созданием альтернативного клуба сейчас работает так же дистрибутор Elco Technology, который предполагает обмен информацией лишь о ненадежных дебиторах.

Нешумовой эффект

Однако, несмотря на то, что проблема стоит достаточно остро, далеко не все считают надежным методом простой обмен информацией. Такие инициативы возникают на компьютерном рынке регулярно, - утверждают участники рынка, - но не приводят к реальным результатам, а имеют лишь шумовой эффект. Потому компании продолжают изобретать все новые формы сотрудничества дистрибуторов с дилерами, не только дающие поставщикам дополнительные рычаги воздействия на партнеров, но и способные решить целый ряд дополнительных вопросов. К примеру, крупнейший российский дистрибутор компьютерной техники - компания Merlion запускает собственную франчайзинговую программу. В планах компании до конца 2006 года включить в нее 150 магазинов компьютерной и оргтехники в российских регионах. Как рассказали в компании Merlion, Москва и Петербург будут последними в списке городов, развивающих новую сеть, однако переговоры о франчайзи ведутся и в Петербурге тоже. Название своих потенциальных партнеров дистрибуторы озвучить отказались, сообщив лишь, что это две из пяти крупнейших компьютерных сетей города. На сегодняшний день в пятерку крупнейших сетей Петербурга входят компании «Компьютерный Мир», «Кей», «Рим», «Белый ветер», а так же «320-8080», торгующий в формате cash&carry, – очевидно, кому-то из этих компаний и придется поменять свой бренд на новый, придуманный маркетологами Merlion.

Все предусмотреть

Точный объем инвестиций в проект в компании не раскрыли, заявив, что он составит "десятки миллионов долларов", которые потратят на разработку бренда сети, рекламу, подготовку менеджмента и торгового персонала. По некоторым оценкам, в зависимости от объема продаж магазина и региона, плата за бренд составит от $4 тыс. до $50 тыс. Помимо всего перечисленного, новой сети придется, очевидно, несколько менять формат своих магазинов, поскольку слишком высока конкуренция со стороны общефедеральных ритейлеров, торгующих бытовой электроникой и компьютерами, таких, как «М.Видео» или «Эльдорадо». По сути, мелкие региональные игроки, согласившиеся работать в рамках франчайзинга, будут представлять собой часть крупной сети, которая сможет действовать аналогично ритейлеру общефедерального уровня, включая конкурентные цены и рекламу бренда на федеральных телеканалах. Однако не исключено, что проект Merlion столкнется с неготовностью региональных дилеров, которые пока не осознают угрозы со стороны крупных ритейлеров, расставаться с собственными торговыми марками, хорошо известными на местном рынке.

Виновата таможня

Франчайзинговый проект Merlion стал уже третьим случаем на рынке, когда крупный дистрибутор электроники начинает заниматься розничной торговлей. В 2004 году собственную франчайзинговую сеть под названием "Эксперт" начал строить крупный дистрибутор бытовой техники "Корсо Трейдинг", а летом этого года аналогичный проект "Линия тока" запустила оптовая компания "Арконада". Дистрибуторы объясняют свое стремление заняться розничной торговлей не только ростом конкуренции со стороны федеральных розничных сетевиков, но и общим падением рентабельности оптового бизнеса. После широко известных акций Федеральной таможенной службы, направленных на «отбеливание» импортируемого товара, крупные поставщики опасаются использовать давно проверенные «серые» схемы. Импортеры компьютерной и оргтехники почувствовали изменения в первую очередь, поскольку габаритный товар спрятать сложно. Результатом стало резкое изменение маржи - на сегодняшний день она заметно снизилась, и составляет порядка 2,5%,– утверждают специалисты. Потому создание собственного розничного проекта, который стал бы гарантированным и защищенным каналом сбыта, - вполне возможный выход из этой ситуации.

Елена Грибанова

Деловой Петербург