Акциз на музыку. Для борьбы с музыкальными пиратами компании призывают ввести акцизные марки для CDНАТАЛЬЯ ВОСТРИКОВА Если производители DVD пытаются бороться с пиратством снижением цен, то музыкальные продюсеры, наоборот, продают аудиодиски все дороже. Ежеквартально отпускная цена на CD вырастает в среднем на 5-6%. Свою политику звукозаписывающие компании объясняют тем, что стоимость лицензионного и пиратского дисков в России сравнялась уже несколько лет назад. А для борьбы с музыкальными пиратами компании призывают ввести акцизные марки для CD. Оценки российского музыкального рынка сильно расходятся. По данным "Профмьюзик", в прошлом году в России было продано лицензионных дисков на сумму около $480 млн, а пиратских - на $420 млн. Таким образом, общий объем этого рынка условно можно оценить в $1 млрд. По показателю пиратства Россия входит в верхнюю десятку черного списка Международной федерации индустрии звукозаписи (IFPI). По данным федерации, Россия занимает второе место в мире по объему пиратского рынка аудиопродукции: 65% всех проданных в прошлом году в нашей стране дисков и кассет были нелицензионными. А по доле контрафакта в общем объеме музыкальных продаж Россия на четвертом месте (после Китая с долей в 90%, Индонезии - 85% и Украины - 80%). "То снижение цен, о котором сейчас заявили производители DVD, на российском аудиорынке произошло после кризиса 1998 года: тогда цены на CD упали с $10-15 до $1,2",- поясняет генеральный директор "Проф-мьюзик" Сергей Балдин. По его словам, звукозаписывающим компаниям постепенно удалось поднять цену до сегодняшней оптовой цены диска $2. В итоге легальные диски в рознице, отмечает Балдин, продаются по 100- 150 руб., а пиратские по 80- 120 руб. "Цены вполне сопоставимы, и играть на понижение нет никакого смысла",- уверен он. Не видит смысла в снижении цен на аудиопродукцию и председатель совета директоров группы компаний "Союз" Александр Менн. "Конкурировать с пиратами экономически невыгодно, поскольку чем лучше продукт, тем больших вложений он требует от легальных производителей, а пираты могут это просто украсть",- считает он. По словам Менна, еще одно снижение цен на аудиорынке произошло два года назад, когда западные звукозаписывающие компании начали выпуск "кирилликов" - CD, локализованных и произведенных на российских заводах. Авторские отчисления для таких дисков были снижены с $4-7 до $1,5. Сейчас, уверен Менн, цена на аудиодиски дошла до "нижней точки" и начнет немного подниматься. Постепенное повышение цен на продукцию продюсерские компании объясняют желанием компенсировать издержки на авторские вознаграждения и уплату налогов, отмечая, что стоимость пиратских дисков также растет вслед за рынком. Если Менн утверждает, что цена на CD только падала, то, по словам президента корпорации CD-Land Юрия Цейтлина, за последние два года производители аудиодисков каждый квартал сознательно поднимали цены в среднем на 5-6% и, соответственно, теряли 10-12% своих клиентов. "Часть наших партнеров, которые колебались, быть ли им "белыми" или "серыми", постепенно ушли в тень",- рассказывает он. Конечно, уточняет Цейтлин, количество продавцов аудиопродукции постоянно растет, и за счет оставшихся партнеров легальным студиям удается держаться на плаву. Менн еще более категоричен. "Местные производители поставлены на грань выживания",- утверждает он. Снизить цены на свою продукцию могли бы поставщики импортных дисков из Европы, Сингапура и т. д. Стоимость зарубежных СD в специализированных магазинах может составлять и 500, и 700 руб., и, следовательно, разница в цене с пиратскими CD более ощутима. Однако, по данным "Профмьюзик", на такие диски приходится не более 5% рынка. Продажи привозных дисков, уточняет Балдин, исчисляются даже не тысячами, а сотнями каждого наименования. Поэтому, по словам директора по маркетингу Universal Music Russia Владимира Верещагина, московские представительства западных компаний предпочитают распространять в России "кириллики". Отпускная цена таких дисков, по данным Universal Music Russia,- $4, а средняя розничная цена около 200 руб. В Universal Music Russia также не видят смысла снижать цены ради борьбы с пиратством. По мнению Верещагина, в ближайшие два года цены на CD снизятся естественным образом - за счет уменьшения торговой наценки. Вместо действенного снижения цен продюсерские компании пытаются пролоббировать в правительстве и Государственной думе введение специальных акцизных марок для лицензионных CD. Тогда, уверен Цейтлин, государствобудет по-настоящему заинтересовано в борьбе с контрафактом. Только на акцизных сборах, по его оценкам, оно сможет зарабатывать до $80 млн в месяц. Деловая газета "Бизнес" |