04.10.2005

Московские кофейни оккупируют Петербург


Столичная сеть кофеен «Шоколадница» обкатает в Петербурге свою региональную концепцию. Москвичи считают, что здесь не с кем конкурировать.

Крупнейшие столичные сети кофеен начинают активную экспансию в регионы. Вслед за лидером рынка "Кофе хауз" за пределы столицы выходит вторая по величине сеть "Шоколадница". До конца года кофейни сети откроются в Петербурге и Казани. Участники рынка объясняют интерес сетей к регионам стагнацией столичного рынка.

Центробежное движение
До конца года "Шоколадница" откроет три заведения в регионах: два в Петербурге и одно в Казани. Договоры с арендодателями в этих городах уже заключены. К концу 2006 года "Шоколадница" планирует открыть еще 15 заведений в Петербурге и три в Казани.
Средний чек в региональных "Шоколадницах" будет ниже московского, где он составляет порядка $10 - в Петербурге на 15%, в Казани на 10%. Объем инвестиций в развитие сети в «Шоколаднице» не раскрывают, отмечая лишь, что запуск первых региональных кофеен обойдется на 30-40% дороже, чем остальных, из-за обкатки региональной концепции. По оценке аналитиков, средняя стоимость открытия кофейни в регионах составляет $270-300 тыс. Таким образом, весь региональный проект обойдется "Шоколаднице" примерно в $5 млн.
Рестораторы объясняют выход "Шоколадницы" в регионы насыщением столичного рынка, оборот которого составляет порядка $80 млн.
Вслед за «Шоколадницей» планирует выйти на рынки Петербурга и Казани еще одна московская сеть - "Кофе Тун". Напомним, именно в этих городах появились так же и первые региональные "Кофе хауз".
Эксперты объясняют интерес сетей именно к этим регионам резким ростом местных рынков. По данным аналитиков, в Петербурге рынок ежегодно растет на 10%, в Казани - на 40%, а в Москве рынок сокращается на 5-7% в год.

Все в сеть
По словам генерального управляющего сети «Шоколадница» Владислава Лозицкого, сетевые проекты очень успешны, тем более кофейные. Если делать ставку только на одно заведение, то нет смысла вообще заниматься этим бизнесом, - считает ресторатор. Поэтому «Шоколадница» ведет себя агрессивно: открывает одну-две кофейни в месяц. До конца года общее количество «Шоколадниц» планируется довести до 35, а в следующем году сеть намерена продолжать штурмовать регионы, кроме того, строятся планы выхода на рынок одной из стран ближнего зарубежья.
По данным консалтинговой компании RestCon, в России сегодня работает около 1000 кофеен с совокупным оборотом $500 млн., из них 30% приходится на сетевые проекты.
В Москве еще три-четыре года назад можно было обнаружить от силы 40—50 кофеен, зато сегодня их уже более 160. По подсчетам экспертов, объем столичного рынка кофеен — свыше $20 млн. в год.
Петербург является пионером кофеен на постсоветском пространстве. Первые заведения здесь начали открываться еще в 1994 году. Сегодня их в городе уже около 150, больше половины объединены в четыре сети: «Идеальная чашка», «Марко», «Республика кофе», «Рико». По данным аналитиков, объем петербургского рынка кофеен превышает $10 млн.
Пока самым крупным в России сетевым проектом остается «Кофе Хауз». Первую кофейню под этой маркой столичный предприниматель Тимур Хайрутдинов открыл в сентябре 1999-го. К концу этого года «Кофе Хауз» планирует довести число своих заведений в уже освоенных городах до 75, а в следующем — придет в Нижний Новгород. По числу точек второе место занимает сеть «Шоколадница». На третьем месте обосновалась петербургская «Идеальная чашка». С 1998 года ее основательница Анна Матвеева открыла 14 кофеен в Северной столице и одну в Москве. В этом году планировалось продвигать бренд в Поволжье, на Урале и в Сибири. Правда, весной у компании появился новый акционер — 85% акций приобрел фонд Trigon Direct Investments, управляемый скандинавским инвестиционным банком Trigon Capital Group. Хотя новый собственник и говорит о намерениях идти в города-миллионники, одновременно у него появились планы развивать иные форматы, в том числе coffee corner (небольшие кафе в торговых центрах, на вокзалах и т.д.). Так что стратегия развития сети пока туманна.

Безумство храбрых
Однако далеко не все кофейные сети считают выход на региональные рынки хорошим стратегическим ходом. Некоторые специалисты уверены, что региональный ажиотаж, который наблюдался два года назад, прошел. Эксперты даже говорят о снижении темпов роста сегмента кофеен: за прошлый год он прибавил около 10%, в то время как весь ресторанный рынок вырос более чем на 20%. Кроме того, по их мнению, в регионах сложно контролировать качество.
Тем не менее, сетевиков подобные сложности в основном не пугают. К примеру, петербургская сеть «Гурме» объявила недавно о запуске новой франчайзинговой программы. В рамках данного проекта инвесторам предлагалось приобрести франшизу сети кофеен, работающей в Петербурге около 5 лет. Отличительной особенностью сети кофеен «Гурме» является практика обжарки зеленого кофе прямо в кофейне. Потенциальному франчайзи как раз и предлагалось организовать обжарку и розничную реализацию кофе в новых кофейнях. Участник франчайзинговой сети приобретал не только право работать под торговой маркой «Гурме», но и имел возможность купить производственное и торговое оборудование, а также запас сырья и аксессуаров на шесть месяцев работы, по сниженным ценам.
В результате, если объем инвестиций, необходимый для открытия одной «средней» кофейни, в настоящее время составляет от 100 до 250 тыс. долл., то минимальный размер инвестиций для открытия одной стационарной кофейни «Гурме» находился в пределах 50 тыс. долларов.

Непритязательные потребители
В результате совместных усилий участников кофейного рынка культура с посиделками в кофейнях все больше приживается в России. По данным COMCON, в первой половине 2005 года число посетителей россиийских кофеен выросло на 2,2% по сравнению с первым полугодием прошлого года. Особенно втянулись в это дело москвичи и петербуржцы: в Москве 27% посетителей кофеен «убивают» здесь время не реже одного раза в неделю, в Петербурге таких — 34%.
Эксперты оценивают потенциальную емкость рынка кофеен в Москве в 2000 заведений, в Петербурге — 1000. При этом, по словам экспертов, сегодня практически нет конкуренции между кофейнями — потребители не предъявляют жестких требований ни к качеству обслуживания, ни к качеству продукта. Им, по большому счету, не с чем сравнивать, в отличие от стран, где кофейни на каждом шагу.

Елена Грибанова


Деловой Петербург