Картельный уговор. Правительство обязало нефтяников заморозить цены на бензинВчера вечером Минпромэнерго объявило, что ведущие российские нефтяные компании пообещали не повышать цены на нефтепродукты на внутреннем рынке до конца года. Об этом договорились на совещании у министра промышленности и энергетики Виктора Христенко представители "Сургутнефтегаза", ЛУКОЙЛа, ТНК-ВР, "Татнефти", "Роснефти" и "Сибнефти". Скорее всего, нефтяники воспользуются ситуацией, чтобы вытеснить из регионов своего присутствия независимых трейдеров. Однако сами трейдеры считают, что розничные цены на бензин уже достигли пикового значения их дальнейший рост в этом году невозможен. Из первых лиц на совещании присутствовали президент ЛУКОЙЛа Вагит Алекперов и исполнительный директор ТНК-ВР Герман Хан. Остальные нефтяные компании были представлены старшими вице-президентами. По словам официального представителя Минпромэнерго Стаса Наумова, руководители крупнейших российских нефтяных компаний "согласились с необходимостью стабилизировать цены на горючее без всяких предварительных условий, не привязывая свое решение к каким-либо решениям правительства". Отметим, что за последний месяц, по данным Московской топливной ассоциации, рост цен на бензин в столице составил 11% (см. график). Сами нефтяники утверждают, что скачок связан с налогом на добычу полезных ископаемых (НДПИ), который зависит от мировых цен на нефть и с декабря 2004 по август 2005 года вырос с $37,3 до $79 за тонну нефти. Господин Наумов, впрочем, вчера заявил, что задача "отвязать" внутренние цены на нефть от мировых и изменить для этого налоговое законодательство (в частности, снять привязку НДПИ к мировым ценам на нефть) перед правительством по-прежнему стоит, и она будет решаться. В прошлую пятницу премьер-министр Михаил Фрадков в связи с ростом цен на горючее пообещал, что нефтяники будут приглашены на разговор к одному из профильных министров главе Минэкономразвития Герману Грефу или министру промышленности и энергетики Виктору Христенко. Оказалось, что к совещанию как следует подготовился только ЛУКОЙЛ, еще в середине вчерашнего дня объявивший, что вновь замораживает цены на своих 1,5 тыс. АЗС, включая арендованные и работающие по франчайзингу. Пресс-служба ЛУКОЙЛа процитировала Вагита Алекперова, который заявил, что "этот шаг позволит в краткосрочном периоде сдержать рост цен на топливо, а также продолжить начатый конструктивный диалог между правительством и нефтяными компаниями для того, чтобы стабилизировать внутренние цены на нефтепродукты". В своем сообщении компания напомнила, что с декабря 2004 года по май 2005 года в одностороннем порядке снизила на 5% и заморозила розничные цены на бензин и дизтопливо на собственных АЗС, однако компания "столкнулась с непониманием со стороны некоторых госорганов и сопротивлением со стороны конкурентов". Для остальных участников встречи с министром ее результат явно был сюрпризом ни один опрошенный Ъ представитель нефтяных компаний не смог внятно прокомментировать достигнутые договоренности. ТНК-ВР еще вчера утром намеревалась исправить ситуацию на топливном рынке по-другому увеличив предложение ГСМ на внутренний рынок и, соответственно, усилив конкуренцию на этом направлении деятельности. Ни нефтяники, ни представитель министерства не смогли ответить на вопрос, на каком уровне будут заморожены цены, будет ли этот уровень одинаков для всех компаний в каждом конкретном регионе, как компании будут определять цены на заправках для каждого региона России. Неясным остался и вопрос, какие цены будут заморожены оптовые или розничные. Между тем глава ЛУКОЙЛа мог поделиться с коллегами бесценным опытом "заморозки" розничных цен на нефтепродукты на своих АЗС. Не меняя цен на заправках, компания несколько раз повышала оптовые цены на своих НПЗ, в итоге, в частности, в Нижегородской области сложилась ситуация, когда оптовые цены единственного завода в регионе оказались выше, чем у ЛУКОЙЛа на АЗС. Это делало заправки независимых от ЛУКОЙЛа трейдеров совершенно неконкурентоспособными, и они обратились с заявлением об этом в Федеральную антимонопольную службу (ФАС). ЛУКОЙЛу пришлось временно отказаться от практики "заморозки" розничных цен. Возможно, теперь ФАС будет более сговорчива и закроет глаза на эту ситуацию "во благо потребителя". По оценкам замглавы ФАС Анатолия Голомолзина, сейчас в России примерно половина АЗС не зависит от крупных нефтяных компаний. Сами нефтяники считают, что их количество составляет 65% от общего объема (впрочем, они под независимыми подразумевают и те АЗС, которые работают по франчайзинговым контрактам и формально им не принадлежат). Если опыт ЛУКОЙЛа будет повторен и его коллегами, а замораживание не затронет оптовые цены, то количество независимых АЗС в регионах может существенно сократиться, что приведет к еще большей монополизации рынка ГСМ. Впрочем, представитель ФАС вчера подтвердил Ъ, что соглашение о фиксации цен крупнейшими нефтекомпаниями может стать причиной антимонопольного расследования. По его словам, в антимонопольном законодательстве "существует понятие монопольно низкой цены, и в случае поступления в службу соответствующих запросов наши специалисты должны будут проанализировать ситуацию". Между тем вице-президент Российского топливного союза Евгений Аркуша заявил Ъ, что, по прогнозам этой организации, розничные цены на нефтепродукты и без объявления об их фиксации до конца года больше бы не росли. По словам господина Аркуши, цены на топливо сейчас находятся на самом пике и, по его мнению, в любом случае не будут повышаться. В любом случае, после того как нефтяные компании получат более щадящую методику начисления НДПИ, они за счет снижения налоговых платежей смогут вернуть стандартную разницу между оптовыми и розничными ценами на бензин, составляющую 15-20%, или даже ее превысить. Таким образом, они решат сразу две проблемы увеличат количество принадлежащих им АЗС за счет не зависящих от них компаний и компенсируют те потери, которые они понесут из-за договоренности о замораживании цен. Министр промышленности и энергетики Виктор Христенко: "Разрыв между оптовыми и розничными ценами в Российской Федерации самый большой (по сравнению с европейскими странами. Ъ) и составляет в среднем 25%" (25 мая 2005 года на правительственном часе в Госдуме). Министр финансов Алексей Кудрин: "В связи с высокими мировыми ценами на нефть мы испытываем рост цен на внутреннем рынке, однако в первом полугодии этого года, несмотря на высокие цены на мировом рынке, мы смогли сбить рост цен на нефтепродукты на внутреннем рынке" (выступая в Госдуме 14 сентября). Глава Минэкономразвития Герман Греф: "В октябре цены, скорее всего, расти не будут. В условиях, когда весь мир находится в экстремальных условиях динамики мировой цены на нефть, Россия изолированной от этого процесса быть не может. И мы автоматически получаем рост цен на нефтепродукты на внутреннем рынке" (выступая в Госдуме 14 сентября). "Если бы правительство было бессильно, то бензин в России сейчас бы стоил не 18 рублей за литр, а 30 рублей. Динамику цен на бензин мы будем контролировать и сдерживать рост цен. Думаю, что до конца текущего года мы увидим стабилизацию на рынке нефтепродуктов" (15 сентября 2005 года в прямом эфире телеканала "Россия"). Министр транспорта Игорь Левитин: "Мириться с непонятным и ничем не обоснованным ростом цен на топливо Минтранс не будет" (14 марта на пресс-конференции в Москве). Министр сельского хозяйства Алексей Гордеев: "Производство должно принять меры по стабилизации цен. Я бы применил и политические меры. Я очень рассчитываю в этих вопросах и на губернаторов. Настало время показать зубы" (18 марта во время визита в Курган). Губернатор Тюменской области Сергей Собянин: "Во время уборки мы договаривались с компаниями о том, чтобы они не повышали цены. Значительная часть компаний выдержала это, другие не сдержали слово. Пошло повышение. Я не считаю, что это правильно. Государство на уровне Министерства экономического развития, Министерства финансов или ФАС должно контролировать эту ситуацию" (16 сентября в интервью "Российской газете"). КоммерсантЪ |
|