Без особых "Прилук". Компании делают ставки на дорогие сигаретыТабачные компании увеличивают продажи дорогих сигарет. Как стало известно из данных за последние восемь месяцев, все производители нарастили производство сигарет, кроме фабрики "БАТ-Прилуки" (принадлежит British American Tobacco). Специалисты объясняют это планами компании снизить в портфеле продаж долю сигарет своей основной марки "Прилуки" и увеличить объемы продаж международных брэндов. Согласно данным "Укртютюн" и компании "Галлахер Украина", в январе-августе 2005 года на Украине было произведено 78,01 млрд штук сигарет (прирост 14%). Киевская табачная фабрика "Реемстма" выпустила 15,53 млрд штук (рост по сравнению с аналогичным периодом прошлого года – 18,8%), Харьковская фабрика "Филипп Моррис Украина" – 24,24 млрд штук (21,9%), Кременчугская табачная фабрика "Джей Ти Интернешнл Украина" – 9,35 млрд штук (29,2%), Черкасская табачная фабрика "Галлахер Украина" – 12,62 млрд штук (12%), "БАТ-Прилуки" –25,35 млрд штук (снижение производства на 4,6%). В 2004 году на Украине произвели 108,7 млрд штук, экспорт – 5,3 млрд штук, импорт – 1,9 млрд штук. Емкость табачного рынка эксперты оценивают в 76-90 млрд штук или $1,75 млрд. Объем нелегального экспорта – 20-30 млрд штук. Снижение производства в БАТ объясняют тем, что украинский рынок насыщен продукцией. "С нашей точки зрения, объем внутреннего украинского табачного рынка стабилен",– утверждает начальник отдела маркетинга БАТ Олег Королев. Конкуренты БАТ с тезисом о насыщенности украинского рынка не согласны. По словам директора по корпоративным связям компании "Джей Ти Интернешнл Украина" Дмитрия Редько, спрос на сигареты на Украине возрастает. Специалисты объясняют снижение объемов производства БАТ другими причинами. Как рассказал Ъ эксперт компании Business Analytica Владислав Жемчужников, несмотря на снижение объемов производства, рыночная доля БАТ в стоимостном выражении за последний год стабильна – 13,5-14% (см. диаграмму). При этом наблюдается изменение долей в портфеле продаж компании. Компания продает меньше сигарет своих локальных марок (в первую очередь "Прилуки") и увеличивает реализацию продукции международных брэндов (как Kent российского производства) и импортных сигарет из других стран (особенно Vogue). По данным компании "Бизнес-Аналитика", в I квартале 2005 года доля сигарет марки "Прилуки" (розничная цена 1,7 грн/пачка) в портфеле компании в стоимостном выражении составила 61,8% (в прошлом году 64,4%). В то же время доля сигарет марки Kent (4,4 грн/пачка) выросла с 1,1% до 4,7%, марки Vogue (6,65 грн/пачка) – c 3,9% до 6,5%. В БАТ подтверждают данные аналитиков. "Сегодня наиболее высокие темпы роста объема продаж у марки Kent – по результатам восьми месяцев текущего года они превысили аналогичный показатель прошлого года в три раза. А сигарет марки Vogue за это время продано на 32 процента больше",– говорит Олег Королев. По словам директора консалтинговой компании CEC Александра Ленгауэра, действия БАТ логичны. "С ростом благосостояния (произошло по причине увеличения социальных выплат с начала года) украинцы предпочитают более качественные сигареты",– говорит господин Ленгауэр. Кроме того, по его данным, прибыль от продаж сигарет марки "Прилуки" невысока, рентабельность не превышает 3-5%. // АНДРЕЙ Ъ-ЮХИМЕНКО КоммерсантЪ - Украина |