16.09.2005

Дорогие таблетки. За год средняя цена лекарств в Москве возросла на 18%



АЛЕКСАНДР ДЕМЧУК


Москвичи отказываются от дешевых лекарств. С начала 2005 года московский аптечный рынок практически не вырос в физическом выражении, в то время как в денежном прибавил 18%. Участники рынка объясняют эту тенденцию ростом продаж дорогих препаратов, которые выгоднее для аптечных сетей.
По данным исследовательской компании DSM, в первом полугодии 2005 года существенно увеличилась стоимость проданных москвичам лекарств. Так, по сравнению с аналогичным периодом 2004 года, объем проданных лекарств остался на прежнем уровнем - приблизительно 240 млн упаковок, а в денежном выражении продажи аптек выросли на 18% - с $331 млн до $401 млн. Средняя стоимость одной упаковки лекарств составила около $1,7.
Эксперты объясняют рост средней стоимости лекарств сменой потребительских предпочтений. "Москвичи покупают более дорогие препараты, вызвано это повышением благосостояния населения. К тому же меняется структура потребления: вместо того чтобы при простуде покупать тонны горчичников, москвичи берут одну упаковку качественного препарата",- говорит директор по корпоративным финансам аптечной сети "36,6" Андрей Сливченко.
По словам одного из менеджеров крупной столичной сети аптек, в некоторой степени сказалась и инфляция. "Кроме того, в последнее время более активно стали выводиться и продвигаться новые импортные препараты, а прежние дешевые лекарства уходят с полок аптек: производители отказываются от дешевой номенклатуры из-за ее низкой эффективности и производят более дорогие лекарства с меньшим количеством побочных эффектов",- называет еще одну причину собеседник "Бизнеса". Исполнительный директор ЦМИ "Фармэксперт" Николай Демидов соглашается: в последнее время стали более востребованными брэндированные иностранные препараты.
Гендиректор аптечной компании "Итек" Дмитрий Краснов говорит, что с начала года существенно подорожали импортные лекарства. "С 1 января 2005 года была введена новая сертификация иностранных препаратов и сырья, которая, вопреки предварительным прогнозам удорожания на 5,8%, повысила цену таких лекарств в среднем на 26%",- поясняет Краснов.
Повышение средней стоимости лекарств - общая мировая тенденция, говорит директор по маркетингу дистрибуторской компании "Роста" Рустем Муратов. "На всех развитых рынках средняя упаковка продается по более высоким ценам, Россия просто приходит к такому же уровню",- объясняет он.
Муратов считает, что во многом на увеличении продаж более дорогих препаратов сказалось активное развитие в столице аптечных сетей, в которых в основном отдается предпочтение более дорогим препаратам. С ним соглашается и Николай Демидов: "Не стоит забывать, что аптечные полки, так же, как полки в продуктовом ритейле, уже стали предметом торга между розницей и производителями. В большинстве аптечных сетей налажена схема оплаты попадания в ассортимент аптек и выкладки на полках". Кроме того, по словам Николая Демидова, самим аптекам более выгодно выкладывать именно дорогостоящие препараты, от реализации которых ритейлер зарабатывает больше.
Некоторые участники рынка связывают рост интереса москвичей к дорогим препаратам со стартом в 2005 году федеральной программы дополнительного лекарственного обеспечения льготников (ДЛО). "Сейчас льготники не покупают лекарства за свои деньги, получая их по рецептам врачей в аптеках бесплатно. Поэтому приобретают более дорогие препараты, которые еще год назад для них были недоступны,- говорит один из топ-менеджеров крупной дистрибуторской компании.- И хотя это не относится к коммерческому отпуску аптек, определенную популярность эти препараты получают". Косвенное влияние льготной программы на аптечные продажи подтверждает и Рустем Муратов: "Льготники действительно привыкают к более качественным и дорогим препаратам, советуют их знакомым".

"Рынок переусердствовал с идеей фальсификата"

По мнению гендиректора аптечной сети "Итек" Дмитрия Краснова, рост потребления дорогих лекарств отчасти вызван кампанией чиновников и участников рынка против фальсификата. В результате потребители перестали доверять дешевым лекарствам и мелкой аптечной рознице. О том, в чем именно ошиблись инициаторы кампании, Дмитрий Краснов рассказал корреспонденту "Бизнеса" Александру Демчуку.
- В этом году существенно выросла средняя стоимость упаковки лекарственных средств на московском рынке. С чем это связано?
- Рынок переусердствовал с идеей наполненности рынка фальсификатом. По всей видимости, эта кампания была инициирована крупными московскими сетями и дистрибуторами, которые попытались переключить потребителя на импортные и более дорогие товары и повысить рентабельность своего бизнеса. Однако цифры были слишком завышены: так, в оценке доли фальсификата на рынке звучали чудовищные цифры - от 40% до 60%. По сути, эта цифра не превышает 6-8%, как и в других странах.
- Почему именно крупные сети, по вашему мнению, могли стать инициатором этой кампании?
- Они видели, что розничный рынок растет не так хорошо, как мог бы в условиях экономического роста в стране. Решили, что дело в неадекватной реакции потребителя на предложенные услуги - люди продолжали покупать более дешевые лекарства. Необходимо было как-то спровоцировать потребителя покупать более дорогое.
- Данные говорят, что потребитель все же переключился на более дорогие препараты…
- Да, но цифра 40% напугала потребителя настолько, что он стал отказываться от многих лекарственных позиций, а то и вообще от употребления лекарств. Чиновники Минздрава усугубляли ситуацию еще и тем, что делали заявления, что не надо пользоваться лекарствами, достаточно лишь вести здоровый образ жизни. Более того, в каждой телепередаче про фальсификат обязательно назывались брэнды-лидеры сегментов, такие, как "Но-шпа", к примеру.
- Если предположить, что кампания действительно была инициирована крупными сетями, их продажи должны были увеличиться…
- Антифальсификатная кампания отбила желание у потребителя покупать в несетевой рознице, но и не способствовала серьезному увеличению продаж у сетевиков. Дело в том, что все крупные сети позиционируются на определенную целевую аудиторию, к примеру, женщин возрастом за 35 лет с достатком выше среднего. Этим и объясняется повальное увлечение сетей продажами косметики. Но тем самым сети отсекают другие группы потребителей, которые в любом случае продолжат покупать лекарства.


Деловая газета "Бизнес"