Первый мобильный звонок. Производители предлагают специальные телефоны для малышейКСЕНИЯ БОЛЕЦКАЯ Производители телефонов вот уже несколько лет выводят на рынки специальные модели для детей. Максимально простые в управлении, похожие на игрушки, они предназначены для связи с родителями в случае опасности. Но вопрос о том, насколько сами мобильники опасны для детского здоровья, остается открытым: производители уверяют, что получили все необходимые сертификаты безопасности, а общественные и правительственные комитеты призывают родителей к осторожности. Впрочем, в России спецтелефон в руках у ребенка - исключение, а не правило. Неудивительно, что дилеры считают этот сегмент рынка неперспективным и предлагают покупать продвинутым родителям наиболее простые и недорогие модели из "взрослого" ряда. Только за последние полгода производители представили по крайней мере три проекта, связанные с сотовыми телефонами для детей. Одна из новинок на этом рынке- модель компании LG VX-1000. Две антенны в виде рожек делают телефон LG похожим на жучка. Как и другие телефоны для подрастающего поколения, VX1000 очень прост в управлении: четыре кнопки для быстрого набора номера, которые программируются взрослыми, две кнопки начала и прекращения разговора и кнопка вызова экстренной помощи (911) - вот и все, что можно доверить ребенку. Аналогичную "максимально простую" модель телефона для детей предложила недавно на американском рынке и компания Firefly Mobile. Чтобы привлечь внимание родителей, производители готовы вводить в начинку мобильников полезные для развития малышей функции. Например, компания Enfora недавно представила модель TicTalk, в которую встроено пять наиболее популярных развивающих игр от компании LeapFrog. Эти игры охватывают более 400 навыков, получаемых детьми в школе по самым разным предметам, таким как математика, чтение, основы правильной речи и т. п. Летом все эти модели были выведены на американский и западневропейские рынки по средней цене $100. Одной из первых несколько лет назад свой мобильник для самых маленьких разработала компания Siemens. Ее модель Leonie отличалась яркой расцветкой и имела всего три программируемые клавиши. Нажав на одну из них, малыш связывался с кем-нибудь из родителей. Потом фирма Eastcom предложиласвой вариант детского телефона - HI 001. Авторы предусмотрели пять клавиш и дополнительную функцию загрузки фотографии мамы, папы или бабушки. Ребенок может позвонить тому, чье изображение он в настоящий момент видит на экране. В перспективности этого сегмента рынка за границей не сомневаются. По подсчетам испанского центра Neuro Diagnostic Research Institute, более 70% подростков до 16 лет заявляют, что никогда не изменят своего решения пользоваться мобильником, даже если правительство издаст постановление о запрете. По последним данным, в Америке и Западной Европе сотовый - непременный атрибут каждого второго подростка 11-16 лет, в Японии и скандинавских странах трубки имеют две трети ребят. А в Великобритании на долю мобильников, проданных несовершеннолетним, приходится четверть продаж. Специалисты говорят о том, что возраст поклонников сотовой связи постоянно снижается. Между тем специалисты до сих пор спорят о том, насколько вреден мобильный телефон для ребенка. Одними из первых за изучение этого вопроса взялись англичане. В 1999 году по инициативе британского правительства была создана специальная комиссия. Итоги ее работы опубликовали в мае 2000го. К окончательным выводам эксперты так и не пришли. Бесспорно лишь то, что малыши более восприимчивы к излучению, нежели взрослые. По мнению профессора Ома Ганди, главы отдела электронных технологий Университета СолтЛейк-Сити (штат Юта), дети чувствительнее на 10-50% и чем младше ребенок, тем степень его реакции на электромагнитные волны выше. В результате исследования англичане рекомендовали не изготовлять мобильники для "самых маленьких". По утверждению японских специалистов, частое пользование аппаратом мобильной связи может пагубно отразиться на умственном развитии ребенка. По данным компании NTT DoCoMo, у 68% детей, имеющих сотовые трубки, не очень хорошие оценки в школе, среди "безмобильных" ребят плохо учатся чуть меньше половины. А в Бангладеш сотовые телефоны для несовершеннолетних запрещены из-за возможной опасности излучения. Такое противодействие трубкам со стороны общественности и государства привело к тому, что в 2002-2003 годах производители на некоторое время отказались от идеи освоения столь перспективного "малолетнего" рынка. Был свернут запущенный совместный проект компании Motorola и студии Disney по производству бытовой техники и радиоаппаратуры для детей в возрасте 6-12 лет. Впрочем, позднее стали появляться исследования, в которых указывались и "плюсы" детской мобилизации. Например, по мнению профессора психологии Симона Кассиди (Simon Cassidy), сотовые телефоны настолько сильно овладели умами подростков, что в состоянии вытеснить курение. Социолог из Кентского университета доктор Адам Барджесс (Adam Burgess) опубликовал в минувшем году результаты исследования, согласно которым никакой опасности для здоровья сотовые телефоны не представляют. "Не знаю, почему опять предупреждают о вреде мобильных телефонов,- сказал он.- Все это говорилось и пять лет назад. Что касается меня, то я уверен в безопасности мобильных телефонов. Может, в неопределенном будущем и выявится какой-либо, пока что неизвестный нам риск, однако, делая подобные предположения, необходимо учитывать также, какую пользу они приносят уже сейчас". А Майк Долан (Mike Dolan), исполнительный директор ассоциации мобильных операторов Великобритании, подчеркивает, что для использования мобильных телефонов детьми имеются веские причины. "Родители зачастую покупают мобильные телефоны своим детям по вполне понятным соображениям безопасности,- говорит он.- Принимая решение, им необходимо тщательно взвесить очевидную пользу от них уже сейчас и неопределенный риск воздействия на здоровье- в будущем". Cейчас компании предлагают не только телефоны для детей, но и специальные услуги, ориентированные на эту аудиторию, или скорее на заботливых родителей. Например, в феврале этого года Alcatel и один из крупных производителей SIM-карт фирма Oberthur Card Systems представили свою услугу "Ангелхранитель" (Guardian Angel). Благодаря ей родители смогут проконтролировать маршрут ребенка, скажем, из школы домой. Каждые 10 минут система посылает на мобильник ребенка сигналы. Если малыш отклонится от намеченного пути - "Ангел" отправит сообщение родителям. Guardian Angel оповестит взрослых и в том случае, если ребенок по ходу дистанции не выполняет установленный по времени норматив. А департамент "Мобильные сети связи и передачи информации" корпорации Siemens в январе сообщал, что в 2006 году будет введена в эксплуатацию новая услуга мобильной связи, позволяющая обеспечить непрерывный контакт между детьми и родителями. Благодаря применению спутниковой системы GPS (система глобального позиционирования) родители при помощи мобильного телефона смогут в любую минуту узнать, где находится их ребенок. При помощи регистрации всех совершаемых вызовов в Центре вызова ребенка (Child Call Center) происходит непрерывный учет данных о местоположении ребенка. Ожидалось, что продажи таких приборов начнутся в Германии и Великобритании зимой. Цена телефона была заявлена на уровне $150- 200 плюс абонентская плата $20 ежемесячно. Но теперь, после продажи мобильного подразделения Siemens корейской BenQ, этот проект повис в воздухе. Впрочем, судя по словам дилеров, в России пока сотовый телефон у маленького ребенка - скорее исключение, чем правило. Количество "мобильных" детей растет в Москве и Питере, но в целом по стране процент - очень маленький, так что пока нет намека на тенденцию, уверен пресс-секретарь Divizion Очир Манджиков. "Расценивая этот сегмент как неперспективный, наша компания не собирается ввозить телефоны, предназначенные специально для детей",- заявил он "Бизнесу". По словам пресс-секретаря Dixis Татьяны Москалевой, в отсутствие специальных аппаратов на прилавках родители стараются приобрести детям максимально упрощенные бюджетные модели телефонов, как говорится, чтобы "не жалко было, если сломает". Но старшие школьники, уточняет она, зачастую пользуются взрослыми высокофункциональными аппаратами и порой разбираются в них лучше родителей. Именно школьники, по оценке Dixis, являются основной аудиторией мобильного контента и тратят родительские деньги на закачивание мелодий и картинок на сотовый телефон. Пресс-секретарь "Евросети" Татьяна Гуляева соглашается, что мобильные телефоны за последнее время попали в число самых необходимых вещей тинейджеров. "Нельзя сказать, что эта категория покупателей является самой многочисленной, но ее процент возрастает с каждым днем",- поясняет она. У родителейв России мобильные телефоны вызывают те же опасения, что и во всем мире: наши врачи предупреждают о вреде излучения сотовых трубок. Но, пожалуй, более опасно другое. Ребенок с мобильником - очень привлекательный объект для преступников. Как свидетельствует статистика МВД, каждая вторая трубка крадется у несовершеннолетних владельцев. В том числе отбирается сверстниками. И пока в России не будет создана, по крайней мере, база по IMEI (уникальный идентификационный номер, который имеет каждый телефон), вряд ли количеств таких краж сократится. Деловая газета "Бизнес" |