«Руслан»-невидимка. На пилотный проект нового «Руслана» пока денег нет
ДМИТРИЙ СМИРНОВ
Отечественное авиастроение лихорадочно хватается за любую возможность, которая поможет отрасли преодолеть затянувшийся кризис. Одной из таких возможностей может стать самолет Ан-124-100М-150 - модернизированный "Руслан", серийное производство которого хочет возобновить ульяновское ЗАО "Авиастар-СП".
Директор ульяновского ЗАО "Авиастар-СП" Валерий Савотченко на днях подтвердил намерение возобновить производство уникального тяжелого транспортного самолета "Руслан". По словам Савотченко, основанием для этого послужило подписание в ходе авиасалона "МАКС-2005" трехстороннего соглашения на изготовление и поставку "Авиастаром" в адрес авиакомпаний "Волга-Днепр" и "Полет" 10ти самолетов "Руслан" до конца 2012 года.
Как рассказал "Бизнесу" директор по маркетингу и продаже воздушных судов ЗАО "Авиастар-СП" Виктор Кузнецов, самолет Ан-124-100М150 будет отличаться от его предшественника рядом модификационных параметров.
Грузоподъемность повысится со 120 т до 150 т, а экипаж сократится с шести до четырех человек. Кроме того, у самолета появятся новое навигационное оборудование и двигатели пониженной шумности.
Правда, по словам Кузнецова, пока сторонами подписано только рамочное соглашение о намерениях. "Подписанию контракта мешают сомнения партнеров, вызванные нечетко прописанными в бизнес-плане источниками финансирования,- пояснил Кузнецов.- А так, при нормальных условиях финансирования, первый опытный образец мы могли бы представить к сертификации уже к 2008 году". Кстати, запланированная модификация "утяжелит" "Руслан" в цене до $110 млн за штуку (аналогичный самолет Boeing-747 стоит $130 млн - "Бизнес"). Причем пока все комплектующие будут иметь российско-украинское происхождение.
Немалую помощь оказывает предприятию обладминистрация. Пресс-секретарь губернатора Ульяновской области Дмитрий Шиков подтвердил "Бизнесу", что в регионе уже введены самые низкие ставки на земли под застройку производственными мощностями, а в отношении "Авиастара" решается вопрос о реструктуризации долга перед областным бюджетом в размере нескольких десятков миллионов рублей. При этом Шиков подчеркнул, что у самогопредприятия в принципе нет свободных средств, поэтому реализация данной программы возможна только через лизинговые схемы или по 100процентной предоплате.
Аналитик ИК "Финам" Наталья Кочешкова отмечает, что рынок негабаритных и сверхтяжелых авиаперевозок в настоящее время оценивается в $500 млн, а в ближайшие 20 лет рост рынка грузовых самолетов составит около 60%.
Поэтому будет жаль, если инвесторы так и не найдутся.
Как заметил "Бизнесу" руководитель тематических проектов "Волга-Днепр" Михаил Иванов, интерес к модернизированным "Русланам" могут проявить европейские и американские авиакомпании. "Но для этого в новых самолетах надо использовать двигатели известных фирм вроде RollsRoys или General Electric,- считает Михайлов.- Тогда эти самолеты, несмотря на дороговизну комплектующих, будут восприняты западными эксплуатантами". Кстати, как стало известно "Бизнесу" из источников, близких к "Авиастару", интерес к "Руслану" уже проявляют ОАЭ. "Привлекательным данную модификацию самолета делает то, что он очень быстро переоборудуется из гражданского в военный,- поясняет источник.- А покупка "Руслана" в качестве гражданского транспортного самолета позволяет обойти препоны со стороны "Рособоронэкспорта"".
Относительно возможных источников финансирования эксперты расходятся во мнении. Начальник аналитического отдела "Prado - Банкир и консультант" Дмитрий Баранов считает, что это будет один из приближенных к государству банков - Внешторгбанк или Сбербанк. В то же время вицепрезидент Национального резервного банка Андрей Деркач не верит в то, что данную программу поддержат российские банки. "Сотни миллионов долларов для погашения затрат на НИОКР и комплектующие должны пересечь российско-украинскую границу,- поясняет Деркач.- Напряженные отношения между КБ этих стран станут основной причиной для препон со стороны российских властей".
Деловая газета "Бизнес"