22.08.2005

ФНС отыгралась на "столбиках" и "ромашках"



АЛЕКСЕЙ САВКИН

Налоговая нагрузка на владельцев популярных игровых автоматов типа "столбик" и "ромашка" может вырасти сразу вчетверо. Согласно письму Федеральной налоговой службы (ФНС), каждый такой аппарат признается теперь игровым комплексом, а потому облагается налогом не как один, а как четыре игровых автомата. Небольшие компании возмущены и считают этот вывод ФНС абсолютно незаконным, в то время как крупные операторы рынка, напротив, решение налоговиков полностью поддерживают. Неудивительно: ведущие игроки не используют такие автоматы, и применяющих их мелких конкурентов считают злом для рынка.
Споры о том, как должны платиться налоги с игровых автоматов типа "столбик" и "ромашка", идут давно. До последнего времени московские предприниматели платили за каждый "столбик" и каждую "ромашку" как за один игровой автомат - 7,5 тыс. руб. в месяц. Однако недавно ФНС выпустила письмо, в котором изложила свои аргументы против такой трактовки. По мнению налоговиков, "столбики" устроены так, что "игровая ситуация одного игрока не зависит от игровых ситуаций других, и каждый игровой автомат полностью автономен". Поэтому, считает ФНС, "игровой автомат "столбик" будет являться игровым комплексом, состоящим из нескольких игровых автоматов (как правило, из четырех.-"Бизнес")". А раз так, то и регистрировать один игровой "столбик" необходимо как четыре различных автомата. И, разумеется, платить налоги тоже как за четыре - не 7,5 тыс. руб. в месяц, а 30 тыс. руб.
"Это абсолютно незаконное письмо,- возмущается исполнительный директор ассоциации "Мир игр" Вячеслав Попов.- Ни в одном нормативном акте нет такого определения, как "игровой комплекс". Поэтому налог со "столбиков" должен взиматься как с игрового автомата. И арбитражные суды делают точно такие же выводы". Он напоминает, что судьи, признавая правоту предпринимателей, кроме всего прочего, ссылаются и на техническую документацию, в которой четко сказано, что игровой автомат "столбик" - это "одно устройство с четырьмя местами, выполняющее одну игровую программу и обеспечивающее возможность одновременной игры до четырех человек". До сих пор налоговики не проявляли особого рвения в отстаивании своей позиции, отмечает Попов. "Иногда они обязывали платить за "столбик" как за четыре автомата,- рассказывает он,- но бизнесмены обращались в арбитраж, и суд всегда вставал на их сторону". Однако теперь налоговики начнут новую мощную атаку на владельцев "столбиков" и "ромашек", считает Попов.
Примечательно, что крупные фирмы, работающие на рынке азартных игр, полностью поддерживают позицию ФНС. "Мне выводы налоговиков представляются достаточно логичными,- говорит директор по маркетингу "Джекпота" Кирилл Шатилов.- Действительно, около "столбика" играют четыре человека - значит, это четыре независимых автомата. И вообще, если "столбики" и "ромашки" исчезнут с московских улиц, я буду только благодарен налоговикам. От них один вред: играть на таких автоматах могут даже маленькие дети, а контролировать уплату налогов с этих устройств очень и очень сложно".
"Мы очень надеемся на то, что подобные перемены приведут к уменьшению количества "столбиков", обоснованно вызывающих наибольшее раздражение у общественности",- добавляет пресс-секретарь компании "Шторм Интернэшнл" (управляет сетью слот-залов "Супер Слотс") Лаврентий Губин. Впрочем, он отмечает, что, если налоговая нагрузка на "столбики" резко увеличится, их владельцы вообще перестанут платить налоги. "Многие из подобных автоматов функционируют незаконно, без каких-либо лицензий. Стоимость бывшего в употреблении "столбика" столь низка, а прибыльность при определенных настройках и выгодном расположении столь велика, что даже в случае изъятия автомата его владелец не несет серьезных убытков - он просто покупает еще один",- объясняет Губин. "Усиление налоговой нагрузки на "столбики" не даст эффекта просто потому, что многие из этих аппаратов не зарегистрированы,- подтверждает руководитель юридического отдела управляющей компании холдинга Ritzio Татьяна Костенкова.- А это, кроме всего прочего, еще и рождает негативное отношение к игровой отрасли в целом".


Деловая газета "Бизнес"