Ферма вместо ресторанаИгорь Иванов Торговля и общественное питание больше не будут в России локомотивом развития малого бизнеса. Для того чтобы успешно развиваться, малому бизнесу придется покидать традиционные сектора и переходить в новые, еще не освоенные их крупными сетевыми конкурентами. Как следует из представленного на рассмотрение правительства прогноза Минэкономразвития, к 2008 году доля предприятий торговли и общественного питания в структуре малого бизнеса сократится с 47 до 42%. Сокращение доли этих отраслей отражает перемены, которые происходят в общественном питании, и прежде всего в торговле. Мелкие предприятия вытесняются с рынка крупными сетями. Причем даже неясно, где этот процесс идет интенсивней – в столице с ее высокой долей пенетрации сетевых форм торговли или в регионах. Скажем, на Урале за прошлый год сетевые структуры (их в этом регион около двух с половиной сотен) поглотили 17 тыс. мелких магазинов. Неудивительно, что две трети владельцев небольших торговых точек абсолютно убеждены в том, что им не выжить в конкурентной борьбе с более крупными коллегами, – таковы данные исследования, проведенного компанией Profindex. Оставшаяся треть (добавлю от себя), вероятно, думает о том, как растиражировать свой успех, то есть о том, как из мелких торговцев превратиться в сетевую структуру. В сфере общественного питания этот процесс, мягко говоря, не столь очевиден, но тем не менее и здесь тоже возникают сетевые структуры, а темпы развития существующих выше, чем у рынка в целом. Причины в общем-то известны. Сетевики могут добиваться разного рода эксклюзивных условий, крупные торговцы могут «парить» и «отжимать» поставщиков – у их мелких конкурентов такой номер никогда не пройдет. Наконец, у более крупных структур лучше построена логистика: владелец одного-двух магазинов никогда не сможет позволить себе распределительный центр за $150 млн. Аналогичная ситуация и в общественном питании. Сетевые структуры в силу своих масштабов могут самостоятельно заниматься, скажем, доставкой продуктов или даже покупать специализированные компании такого рода. Одиноко стоящим кафе и ресторанам приходится пользоваться услугами посредников, чья маржа тоже идет на себестоимость. Наконец, не стоит забывать и о расходах на продвижение: очевидно, что более крупные структуры независимо от отрасли могут позволить себе куда более масштабные рекламные акции. Такая вот не слишком радостная, казалось бы, для малого бизнеса складывается картина: в ключевых, классических отраслях сетевые форматы вытесняют небольших предпринимателей. Впрочем, рецепт противостояния сетевикам известен – это, в частности, сегментация, освоение новых, узких ниш рынка. Так что речь, конечно, в любом случае не идет о вытеснении малого бизнеса из торговли и общественного питания. Количество небольших предприятий в этих отраслях, по данным МЭРТа, в ближайшие два года даже возрастет. Просто темпы их роста будут относительно невысоки в сравнении с таковыми по, так сказать, «малому бизнесу в целом» (общее число малых предприятий, по прогнозу МЭРТа, вырастет на треть, а количество их в торговле и общественном питании – на 18%). Иными словами, у мелких бизнесменов найдутся куда более привлекательные сферы применения собственного капитала. Вы не поверите, но в МЭРТе считают, что это транспорт и сельское хозяйство, где число малых предприятий должно вырасти соответственно более чем в три и почти в два раза. Газета.RU |