01.08.2005

Питание с конвейера. Российские мамы больше доверяют магазинам



Сергей Рябов

Отечественный рынок детского питания растет уверенными темпами – на 15-20% ежегодно. В 2004 году его объем составил, по оценкам компаний-производителей, от 300 до 400 млн. долларов. Участники рынка утверждают, что это связано в большей степени с тем, что меняется культура потребления детских продуктов - все большее число россиян отдают предпочтение готовой продукции промышленного производства.

Российские мамы постепенно отказываются от самостоятельного приготовления питания для детей и переходят на продукцию промышленного производства. По данным исследования TGI Baby, проводимого компанией 'КОМКОН', в этом году самостоятельное приготовление питания для детей от 0 до 3 лет среди московских мам сократилось практически вдвое по сравнению с уровнем 2002 года. Так, приготовление детских каш сократилось с 17,1% до 8, 8%, фруктовых пюре - с 12,3% до 5,9%, соков - с 8,7% до 4,9%.

Соответственно, растут и расходы. По словам руководителя проектов КОМКОН Светланы Ольшанской, среднемесячные затраты на покупку заменителей грудного молока выросли с 10,01 доллара в 2002 году до 13,56 доллара в 2004 году, на фруктовые и овощные пюре – с 5,11 до 7,71 доллара, на мясные пюре – с 3,53 до 6,59 доллара, на детские каши – с 3,53 до 5,1 доллара соответственно.

«В настоящее время в России только формируется культура потребления продуктов питания для детей - значительная доля мам при кормлении ребенка до сих пор использует продукты собственного приготовления. В первую очередь это связано с низкой платежеспособностью населения», - говорит управляющий партнер агентства CVS Consulting Михаил Мищенко. При этом он считает, что у рынка значительный потенциал для роста: «В России сейчас 30 млн. детей, если взять на питание каждого хотя бы по 500 рублей, получится цифра в 6,25 млрд. долларов».

Эти выводы подтверждаются активизацией российских и международных компаний. Например, «Вимм-Билль-Данн» объявил детское питание своим стратегическим направлением (недавно компания приобрела ООО 'Экспериментальный комбинат детского питания'), усиливает свои позиции ГК «Нутритек», которая после покупки Хорольского молочно-консервного комбината на Украине намерена стать крупнейшим производителем детского питания в России и СНГ. Потянулись в Россию и международные компании-гиганты, такие как испанская Hero, которая начнет работу в сентябре.

Бурный рост вызывает и больше проблем. По словам бренд-менеджера 'Фрутоняня' (ОАО «ЭКЗ 'Лебедянский') Дмитрия Немировского, сейчас на рынке чрезмерное количество игроков, к тому же неравномерно распределенных по регионам. Во многом это обусловлено концентрацией платежеспособного населения в крупных мегаполисах.

В результате ужесточается конкуренция производителей, и не всегда рыночная борьба ведется корректно. Прежде всего это сказывается на повышенной агрессивности рекламы, что в сегменте детского питания особенно опасно. 'Не все производители, представленные на российском рынке, соблюдают ограничения в рекламе заменителей грудного молока, что не лучшим образом сказывается на рынке', - сетует руководитель отдела детского питания компании 'Нестле Фуд' Екатерина Котлярова.

Газета