01.08.2005

Забытые голоса. Почему зарубежные радиостанции теряют популярность у отечественного слушателя



ТАТЬЯНА НАЗАРОВА

Данные социологических исследований подтверждают, что аудитория радиостанций, вещающих из-за рубежа на русском языке, уменьшается. «Голос Америки», «Свобода», Русская служба Би-би-си и другие некогда популярные западные «голоса» сегодня не выдерживают конкуренции с российскими развлекательными и информационными станциями.

По данным июньского радиомониторинга компании Comcon-2, Радио «Свобода» занимает 28-е место в рейтинге популярности московских слушателей (1,2%), Русская служба Би-би-си – 33-е место (0,5%), на 36-м месте стоит «Голос Америки» (0,4%), «Немецкой волне» принадлежит 38-е место (0,3%), и замыкает «хит-парад» «Радио Франс Интернасьональ», стоящее на 39-м месте (0,1%). Для сравнения: «Эхо Москвы» стоит на 8-м месте (8,1%), а самая большая аудитория по-прежнему принадлежит «Радио России» (13,9%).

Падение интереса к «голосам» отчасти объясняется техническими причинами. Зарубежные радиостанции в большинстве своем вещают не в популярных FM- и УКВ-диапазонах, которые поделены между отечественными радиостанциями, а на средних волнах. Прием на средних волнах, особенно в крупном мегаполисе, происходит с колоссальными помехами: даже обычный дождь способен «заглушить» трансляцию. Радиоголоса, конечно же, доступны и в цифровом формате через Интернет. Но сетевое вещание доступно лишь продвинутым пользователям. Молодежь же, оккупировавшая Интернет и имеющая доступ к новейшим технологиям, попросту не интересуется длинными аналитическими программами и дискуссиями на общественно-политические темы, тяготея к музыкальным и развлекательным форматам. Все это ведет к тому, что популярность зарубежных трансляций тает на глазах.

Между тем зарубежные радиокомпании не намерены сдаваться в своей борьбе за российского слушателя. Многие из них используют прием ретрансляций: к примеру, некоторые передачи Русской службы Би-би-си можно слушать на волнах «Радио России». А «Свобода», желая расширить свою российскую аудиторию, не далее чем полгода назад обновила свой формат, сделав эфир более «живым», перенесла русскую редакцию из Праги в Москву, а с 1 июля 2005 года параллельно с АМ-вещанием запустила вещание на УКВ. Главной целью таких изменений стало превращение Радио «Свобода» в игрока на рынке внутреннего вещания, прямого конкурента таких «разговорных» радиостанций, как «Маяк-24» и «Эхо Москвы».

Елена КОНЕВА, гендиректор исследовательской компании Comcon-2:

– До 1991 года зарубежные радиостанции действительно были одним из немногих источников альтернативной информации о происходящих в стране и мире событиях. Согласно исследованиям, в моменты политических кризисов аудитория этих радиостанций вырастала в 3–4 раза. Но в начале 90-х появилось «Эхо Москвы», частные телеканалы, и на фоне общей либерализации СМИ уникальность «голосов свободы» стала уменьшаться. Хотя я считаю, что иностранные «голоса» обязательно должны присутствовать в нашем эфире, и чем больше их будет, тем лучше, так как они обеспечивают плюрализм, которого сегодня снова не хватает. Снижение или по крайней мере не увеличение популярности зарубежных радиостанций среди отечественных слушателей происходит на фоне общей деполитизации населения. В этих условиях зарубежные радиостанции должны найти свою новую нишу: они могли бы, помимо общеобразовательных задач, выполнять миссию политического воспитания наших граждан, воспитания культуры принятия разных точек зрения и критичного отношения к любой пропаганде. Я понимаю, что на эту задачу сложнее добиться финансирования из американского конгресса, чем на потребности пропаганды в условиях политических разногласий, поэтому не питаю особых иллюзий по поводу перепозиционирования голосов.

Тенгиз ГУДАВА, публицист, бывший редактор Радио «Свобода»:

– Угасание интереса к «голосам из-за бугра» – клинический факт. Причин две. Объективная: Россия – это не СССР, а нечто намного ближе к Западу (но еще не Запад!). Субъективная: провал менеджмента зарубежных радиостанций, вызванный общим провалом западной политической мысли после окончания «холодной войны». Запад не понял, что делать дальше, а «внутренних», духовных, интеллектуальных ресурсов не хватило, чтобы продолжить оставаться «маяком» свободы, демократии, западного образа жизни. Этот «маяк» погас в тот день, когда отпала нужда реагировать на коммунистическую угрозу. Яркий пример – «Радио «Свобода», руководство которой не нашло ничего лучшего, как олицетвориться с российским «Маяком». В таком кастрированном и карикатурном виде «Свобода» никому в России не нужна. Русское вещание зарубежных радиостанций перестало быть воинственным, миссионерским, инициативным и интересным, несущим демократию и свободу туда, где их нет. Что касается «изменений», то я уверен в скором закрытии за ненадобностью подобного квазииновещания. Это уже не «ино-», а самое что ни на есть местное российское вещание, в котором иностранцы выглядят глупо. Только когда Россия и Китай станут угрожать самому существованию Запада, последние вновь вспомнят о необходимости «ино-вещания», отличного от официального российского или китайского коммунистического радио. Но думаю, будет поздно.

Новые Известия