Экономный «Патэрсон»
ЮЛИЯ КАРУЛИНА
Компания "Патэрсон" с помощью применения технологий ECR, а также других способов оптимизации цепочки поставок планирует сократить срок оборачиваемости товара на складе с 31 до 21 дня и таким образом вернуть около $10 млн в оборот. Кроме того, показатель out of stock предполагается снизить на 8%, что даст компании еще $28 дополнительной прибыли.
"Патэрсон" намерен присоединиться к работе ECR Rus через два-три месяца, говорит директор по розничным операциям сети Ричард Коллинз.
Также в течение этого срока компания собирается внедрить электронный обмен данными - EDI-систему. С помощью EDI в компании смогут получить информацию о продажах тех или иных товаров и оптимизировать поставки.
Кроме того, в течение следующих четырех-пяти месяцев планируется организовать единый центр закупок, который будет аккумулировать информацию о продажах во всех точках в Москве и делать общие заказы для всей московской сети. "Сегодня каждый из 23 магазинов в Москве самостоятельно взаимодействует с поставщиками,- говорит Коллинз.- В результате один магазин заказывает недостаточное количество товара, а другой - избыточное.
И это ведет к потерянной прибыли или дополнительным издержкам. Единый центр сможет проанализировать продажи и определить оптимальный размер заказа". По словам Коллинза, единый центр закупок сможет дать ощутимый эффект только совместно с введением электронного документооборота.
Приоритетными задачами, которые "Патэрсону" следует решить в рамках ECR, являются улучшение показателя наличия товара на полке, упаковка, приспособленная к размещению на полке, наличие штрихкода на товаре, разработка оптимального программного обеспечения для размещения заказов и взаимодействия с поставщиками.
По словам Коллинза, сегодня 20-25% товаров поставляются в "Патэрсон" без штрихкода. Это замедляет прием товара и ведет к дополнительным временным и трудовым затратам ритейлера. В основном это касается молочных продуктов и сухой бакалеи (крупы, сахар и т. д.).
При этом сегодня компания не может требовать поставки продукта в определенной упаковке, так как в случае отказа от сотрудничества с этим поставщиком компания не сможетпредоставить покупателю нужный выбор. С развитием рынка и появлением на нем компаний с правильно оформленной продукцией наличие штрихкода и удобной упаковки станет конкурентным преимуществом, уверен Коллинз.
Кроме того, по словам Коллинза, сегодня показатель out of stock в "Патэрсоне", как и на остальном рынке, составляет примерно 23%. За год этот показатель предполагается снизить до 15%. Таким образом, при годовом обороте в $350 млн, запланированном на 2005 год, компания сможет выиграть $28 млн.
Еще одним направлением работы станет сокращение срока оборачиваемости склада, который сегодня составляет 31 день. Такой запас ритейлер вынужден держать, чтобы подстраховать себя от сбоев в продажах из-за неправильных или неполных поставок.
В то же время аналогичный показатель в британской розничной сети Tesco составляет 9,4 дня. По словам Коллинза, с помощью одновременного увеличения продаж и уменьшения складских площадей компания планирует сократить этот показатель до 25 дней к ноябрю, а оптимальным сроком при нынешней ситуации на российском рынке - больших расстояниях и недостаточном развитии логистической инфраструктуры - Коллинз считает 21-22 дня. По словам Коллинза, сокращение срока оборачиваемости склада на десять дней позволит компании вернуть $10,5 млн в оборот.
Также, по словам Коллинза, необходимость бумажного документооборота составляет серьезную проблему для ритейлера. "Если я заключаю контракт с новым поставщиком, мне необходимо подписать 32-страничный документ, который мне приходится хранить,- говорит он.- Необходимо сокращать количество бумаги". Поэтому в "Патэрсоне" решили поддержать инициативу ECR Rus по отмене необходимости бумажного документооборота.
Сегодня, по словам Коллинза, договоры с поставщиками не предполагают штрафования поставщика в случае поставки товара в недостаточном количестве. Например, если Pepsi поставляет 50 бутылок вместо заказанных 100, "Патэрсон" не имеет способов воздействия на нее. Тесная работа в рамках ECR Rus позволит ритейлеру и поставщику находить компромиссные решения. Например, способы воздействия на поставщика есть у ритейлера уже сегодня: при выводе нового товара на рынок ритейлер может проконтролировать одновременное появление товара во всей сети, а также проведение промоушн-мероприятий.
По словам Коллинза, работа над оптимизацией поставок совместно с конкурентами позволяет развивать уровень сервиса со стороны поставщиков и, таким образом, развивать рынок. При этом ритейлер, который первым оптимизирует схему, обладает конкурентным преимуществом по отношению к остальным.
Деловая газета "Бизнес"