Фоторепортаж с комментариями: "Каннские Львы-2005"
В Канны я приехал уже во второй раз. В первый раз я был здесь в 1997 году по
своей инициативе. На этот раз я попал в Канны благодаря призу от Фонда
содействия развитию регионов (собственно, поездка и явилась этим призом), за
что, пользуясь случаем, выражаю Фонду и его руководителям Владимиру Кисмерешкину
и Владимиру Забалуеву мою искреннюю благодарность и признательность.
Сразу скажу, что, посетив фестиваль дважды, с интервалом в восемь лет,
каких-либо серьезных изменений в его организации я не заметил. Все так же
поражает четкое функционирование гигантской, хорошо отлаженной фестивальной
машины. Эта машина переварила 22 тыс. 101 работу в восьми конкурсах и около 10
тыс. делегатов - точных цифр нет даже на сайте Cannes Lions, поскольку кроме
предварительной регистрации можно было во все дни работы фестиваля получить
регистрацию прямо во Дворце фестивалей. И все эта Машина переварила и не
поперхнулась. Система регистрации делегатов на Cannes Lions весьма похожа на систему регистрации авиапассажиров. Только не сдаешь багаж - а, наоборот, получаешь сумку с материалами фестиваля. На входе всех тщательно обыскивают, затем делегатов встречают справочная служба и около десяти стоек для различных категорий аккредитованных. Есть стойка Golden Guests - для почетных гостей, стойка для прессы, аж шесть стоек с надписью Confirmed Registrations (подтвержденная регистрация) - для тех, кто оплатил участие заранее, и четыре стойки аккредитации за наличные. Прямо на компьютерах у персонала, занимающегося регистрацией, закреплены камеры, с помощью которых делегата фотографируют, тут же распечатывают фотографию и наклеивают на большой бейдж. На бейдже указан срок регистрации (у меня, например, была полная - с 19 по 25 июня), имя человека и название компании, а также страну. Еще на бейжде имеется номер и штрих-код, по которым на других стойках выдаются фестивальные сумки, билеты на церемонии и вечеринки и спонсорские сувениры. Вот она сумка, очень тяжелая! Главную тяжесть составляет каталог работ, большинство участников тут же этот каталог выкладывают на пол, а служащие фестивального дворца его подбирают и куда-то уносят. Кроме сумки, в этом году выдавалась еще коробка для участия в какой-то игре. Такие промо-акции на фестивалях устраивают спонсоры. Несколько бригад девушек, одетых в желто-черные костюмы (и "Би-Лайн" тут не при чем) с видеоэкранами за плечами, присутствовали и на территории Дворца фестивалей, и перед ним, и на всех вечеринках, приглашая принять участие в игре. Нужно было угадать закодированное в картинках слово. Что рекламировалось, я так и не понял, но одна из бригад промо-девочек оказалась русской. Они помогли мне сыграть в игру и угадать слово и отправили за призом - майкой в какой-то бар. Дошел до бара - он оказался закрыт... А в другой раз зато повезло - перед окончанием одного из фестивальных дней промоутер Apple, видимо, устал продвигать компанию и раздал всем желающим оставшиеся фирменные бейсболки просто так, чтобы не тащить их в гостиницу. Из нас, оказавшихся рядом, тут же получилась неплохая группа поддержки Apple: В оргкомитете Cannes Lions работает немало народу и каждый занят своим делом. Показы роликов и семинары идут одновременно в 6-10 залах, работает интернет-кафе, киоск фестивальных сувениров, пресс-центр, стенды различных общественных рекламных организаций, каждый день выходит цветная и толстая фестивальная газета Lionsdaily - я бы даже назвал ее журналом. Один из выпусков Lionsdaily был снабжен издевательской по
отношению к конкурсантам суперобложкой с их же характерными высказываниями:
"Реклама, побеждающая на фестивалях, никогда не работает", "Жюри награждают
только друг друга" или "Они не понимают наших идей" - так фестиваль
приглашал на дискуссию о проблемах креатива. Посещение семинара гарантировало,
что слушатель "Узнает истинные причины, почему он сегодня не победит".
Конечно, основное место фестивальной территории занимает выставка работ печатных конкурсов фестиваля - Outdoor, Press, Media, Direct, Titanium (Integrated Campaigns). Хотя на выставке представлены только работы, попавшие в шорт-лист, она гигантская и, чтобы просмотреть ее всю, мне понадобилось около трех дней. Правда, можно ее рассматривать не перемещаясь по этой гигантской территории, а сидя за компьютером. Это место называется "Киоск", он оборудован десятком компьютеров с большими мониторами, но, как правило, все они постоянно заняты:
Поселился я в маленькой семейной гостинице "Лютеция" (так в древности
назывался Париж). Несмотря на свои всего "две звезды", гостиница оказалась более
комфортабельная, чем парижские трехзвездные. Номеров в ней всего около дюжины, причем номера не имеют номеров, а имеют названия по именам художников. Мне достался номер "Ренуар": Несмотря на свои скромные размеры, гостиничка уютная и обеспечена беспроводным доступом в интернет. Она имеет, впрочем, недостаток, характерный для всех французских гостиниц: в ней подают континентальный завтрак. Для тех, кто не знает, что это такое, поясню: континентальный завтрак - это круассан, немного масла и джема, стакан сока и чашка чая-кофе. Русский человек этим не наестся. От мучительной голодной смерти по утрам я спасся, посетив итальянский продуктовый магазинчик: На всех рекламоносителях июньских Канн мы встречали носатого
человека - в нем легко было опознать ростановского героя. Так коммерческое
искусство рекламы продвигало искусство классическое:
Украшением города являются фрески на глухих стенах обычных
домов. Говорят, что их много, но мне встретились только две. Одна из двух мною
замеченных была отчасти и рекламоносителем - содержала телефон конторы, в
которой можно заказать украшение дома в этой технике - живопись по сырой
штукатурке. Поскольку Канны - город южный, сезонные перепады погоды такой
уличной живописи почти не страшны:
В целом, Канны - благополучный, я бы даже сказал, лоснящийся буржуазный курорт. В мае проходит международный кинофестиваль, потом - фестиваль порнофильмов, потом - рекламный фестиваль, после - конкурс моделей и так далее. Многочисленные отдыхающие и делегаты всех этих фестивалей заполняют гостиницы и рестораны. И поток туристических денег в казну города не оскудевает. И на фоне всего этого великолепия и нескончаемого праздника на одной из многочисленных автостоянок, рядом со сверкающими машинами обнаружил я прикованный к ограждению разграбленный велосипед. Точнее - останки велосипеда. И решил сфотографировать это печальное зрелище. Проходивший мимо респектабельный француз с искренней горечью заметил: "Для нашего города это типичная картина". "Да, - подумал я, - есть еще недоработки у Каннского горисполкома!"
Поскольку все наши победители и шорт-листы оказались в "Медиа-Львах", то я
подробно изучил именно эту категорию и отметил для себя несколько работ,
использующих нестандартные рекламоносители, или же стандартные рекламоносители,
но весьма нестандартным способом. Другая, привлекшая внимание работа, сделана для музея фресок в Лихтенштейне. Музей избрал своими рекламоносителями потолки транспортных средств - городских автобусов и такси. На них были воспроизведены фрагменты фресок-экспонатов и приглашение посетить музей: Румынское агентство провело кампанию для энергетического напитка. Не уверен, что энергетический напиток нужен домохозяйкам, но если они его выпьют, то вполне смогут обходиться стиральной доской вместо машинки, шваброй вместо пылесоса и теркой вместо кухонного комбайна: Еще одной кампанией, привлекшей мое внимание, стала акция, проведенная для марки супов Knorr в японском транспорте. Послание потребителю от Knorr было размещено на наклейке, имитирующей запотевший участок оконного стекла, на котором что-то написали пальцем: А вот реклама средства для похудения на ремнях безопасности в самолетах: Также запомнилась кампания марки рабочей одежды и обуви Scruffs из Великобритании. Кампания целиком выполнена в порностилистике. В качестве медианосителей использовались мужские и порножурналы, а также сайт в интернете, с которого все желающие скачивали пятиминутный фильм с большим продактплейсментом рекламируемой марки. Я посмотрел фильм, он решен в жанре мягкого порно. Сюжет следующий: трое молодых парней приходят на стройку, каждый идет на свое рабочее место, встречает там симпатичную коллегу и начинает заниматься с ней сексом, не снимая одежды или обуви рекламируемой марки. При этом в каждом эпизоде рекламируется конкретный аксессуар, например, очень устойчивые ботинки, опираясь которыми в землю, удобно не только заниматься сексом, но и работать. В презентации сказано, что фильм был скачан с сайта более 20 тысяч раз, также во время презентации кампании на фестивале были показаны интервью с представителями целевой группы. Улыбающиеся британские пролетарии говорят: "Да, Scruffs - это моя марка, так держать, классная у вас реклама". Порадовал веселый цинизм, с которым агентство очень точно доносит сообщение до избранной целевой аудитории на понятном ей языке: Среди рекламных материалов были также карточки, c одной стороны каждой из которых была изображена деталь одежды, а с другой - секс-позиция, названная строительным термином. Поскольку завсегдатаем всех дискуссий на Sostav.Ru и других рекламных сайтах является некто под ником nailgun (пистолет для гвоздей), то привожу в качестве образца именно эту карточку. Привет тебе, nailgun!
Понятно, что в окрестностях Лазурного берега есть множество
достопримечательностей и часть из них удалось посетить, невзирая на фестиваль.
Остров Маргарита, где содержался узник Железная Маска, Ницца, где находится дачи
русских олигархов, и Монако, где стоят их яхты. Ну и, конечно, во Франции
культурной программой становится любое посещение ресторана: По рекомендации Владимира Евстафьева группа россиян пробует
буйабас - суп марсельских рыбаков Мы идем на небольшом суденышке на остров Маргарита. Капитан
халатно рулит ногами Когда-то в этой камере содержался узник Железная Маска
Русский силач Борис Еремин Дары моря Наталья Андреева: Руссо туристо - облико морале Вандализм в Монако: Алексей Андреев (Depor WPF) пытается отвинтить что-нибудь на память от батискафа Кусто А. Филюрин подробно разглядывает яхту Р. Абрамовича (60 млн долларов) Вандализм в Монако-2: хрупкая Наталья Андреева шутя завалила
сосну Наши победители Три работы, сделанные на русском языке, вышли в финал и две из них даже получили "Медиа-Львов": это акция для детей Беслана "Раскрась город!" от московского IQ Marketing, кампания для закусок к пиву марки "BEERка" белорусской "Крыни", и оставшаяся только в шорт-листе кампания для "Мегафона" московского APR Media Services. С удовольствием отмечу, что слоган это кампании - "Переходи на зеленый!" - разработали наши земляки, новосибирское агентство "Петра". У нашего агентства тоже есть небольшой повод для гордости. Название для снэков BEERка когда-то было предложено "Сибирскому Берегу" нами. Отрадно, что в России-Беларуси есть клиенты, готовые заказывать креативную
рекламу, и агентства, способные ее сделать. К сожалению, ни Саши Шевелевича, ни
Валеры Климченко, ни других ребят из "Крыни" в Каннах не было. "Льва" от их
имени получил представитель России и СНГ Владимир Евстафьев, признавшийся, что
впервые поднялся на сцену Дворца фестивалей. Русская вечеринка Русская вечеринка, прошедшая в одном из ресторанов отеля "Карлтон",
организованная АКАР и российским представительством фестиваля, была
замечательная. Угощение, русские песни и танцы, водка и икра - все удалось на
славу! Правда, русская вечеринка - это как раз тот пункт фестивальной программы, который существенно изменился по сравнению с 1997 годом. Такого размаха, как тогда, уже не наблюдалось. Тогда она проводилась на пляже отеля "Карлтон". Тогда Россия была в моде и на волне этого интереса в гостях у русской делегации перебывало множество других делегатов и организаторов фестиваля - территория пляжа едва их вместила. Тогда вечеринка и организовывалась как-то по-боевому. Российская делегация состояла всего из 50 человек, прибыла на фестиваль организованно, всем велели купить по 2 бутылки водки и две банки икры (больше таможня не пропустит). И сдать по приезду на фестиваль российскому представителю. И все купили и сдали. Вообще идея проведения на Cannes Lions национальных вечеринок принадлежит Владимиру Евстафьеву, это потом уж ее подхватили бразильцы и разные прочие шведы.
Просмотры работ конкурса Film шли в течение всех фестивальных дней сразу в
нескольких залах, всего в конкурсе было 25 категорий, в каждой из которых
насчитывалось до 300 роликов. В отличие от печатных категорий, где мы видим
только шорт-лист, на просмотрах же можно увидеть весь поток роликов,
выставленных на конкурс. 80 проц. - это весьма посредственные работы, нестоящие
внимания, как, впрочем, и на любом конкурсе.
Вообще-то церемоний награждения в Каннах три. На первой награждают Media,
Cyber и Direct, на второй - Press и Outdoor, на третьей - Film, Radio и Titanium
(Integrated Campaigns). Последняя, конечно, самая значимая и самая
торжественная. Чтобы попасть в главный зал, надо занять очередь минимум за
полтора часа до начала, поскольку мест в зале две тысячи, а делегатов
значительно больше. Трансляция церемонии выведена на большие экраны еще в
несколько залов Дворца фестивалей, где ее и смотрят те, кто не попал в главный.
Заключительный аккорд в песне о нашем месте в Каннах сыграл аэропорт Ниццы. Он встретил отъезжавших делегатов издевательским плакатом с перечеркнутым Золотым Львом и едким вопросом "Nothing to declare?" ("Нечего декларировать?") |