11.07.2005

Сам себе дизайнер. В России принято экономить на оформлении



Если судить по рекламе разнообразных учебных программ, связанных с дизайном, эта профессия вот-вот станет чуть ли не самой популярной в России. На самом деле это так и не так одновременно. С одной стороны, спрос на дизайнерские услуги в нашей стране действительно с каждым годом растет. С другой, у нас по-прежнему каждый сам себе дизайнер. Необходимость обращаться к профессионалу большинству кажется достаточно неявной.

Дизайнерский бум в России носит односторонний характер. Он связан не с производством товаров, а с украшением среды обитания. "Промышленного дизайна как вида деятельности в России практически не существует. Отдельные умельцы не в счет, - отмечает председатель совета директоров агентства "Р.И.М. Портер Новелли" Игорь Писарский. - Но существуют и активно развиваются интерьерный, пространственный и полиграфический дизайн". Природа этого дисбаланса понятна. Зарубежные производители вынуждены делать ставку на дизайн. Ведь выделиться на фоне конкурентов за счет новых опций бытовой техники или электроники, например, очень сложно. Набор функций в товарах разных производителей практически одинаков. Поэтому приходится брать потребителя дизайном. Перед российскими производителями такой проблемы, как правило, вообще не стоит. Отсюда и особое отношение к отечественным дизайнерам.

Не принято "светить"

"Специалистов по промышленному дизайну выпускают. Есть производства, где они задействованы, - как правило, СП или частные предприятия. Но в России этих людей не принято «светить». Нет установки на то, что специалист по промышленному дизайну может раскрутиться и стать знаменитым", - отмечает ведущий преподаватель Академической школы дизайна Никита Плешаков. По его словам, на Западе есть "звезды" промышленного дизайна - люди, сделавшие себе имя на эргономичной мебели и нестандартных решениях для бытовой техники. В России же такое пока в принципе невозможно. "Отечественные производители считают, что дизайн - это излишняя роскошь. Это далеко не первое, во что они готовы вкладывать деньги. Наоборот, на нем всегда экономят", - отмечает Никита Плешаков. В лучшем случае вложения в разработку дизайна продукции начинаются, когда фирма уже наберет обороты. Наоборот - почти никогда.

Показательно в этом отношении заявление владельца крупной ювелирной фабрики в Костроме. На вопрос о возможности привлечения талантливых дизайнеров, занимающихся частным производством украшений, он заявил: "Я никогда с ними не связываюсь. Они же себе цены не сложат!" Правда, в итоге для того, чтобы найти что-то действительно интересное в общем объеме выпускаемой в России ювелирки, необходимо редкостное везение.

Впрочем, ситуация с промышленным дизайном в России может измениться коренным образом. "Как только появится осознанный спрос со стороны производителей на квалифицированные услуги промышленных дизайнеров и первые серьезные заказы уйдут на Запад, тут же возникнет серьезная конкуренция иностранцам со стороны продвинутых и талантливых российских дизайнеров, готовых развивать это направление", - считает Игорь Писарский.

За что платят дизайнеру

При полном отсутствии промышленного дизайна в России растет спрос на дизайнерское оформление интерьеров и загородных участков. "Гонорары лучших российских дизайнеров в этих областях исчисляются десятками тысяч долларов за объект и вполне сопоставимы с гонорарами их иностранных коллег", - считает Игорь Писарский. Впрочем, профессиональные дизайнеры с такой оценкой категорически не согласны. "Зарплаты дизайнеров в России и на Западе совершенно не сопоставимы, - отмечает Никита Плешаков. - За рубежом дизайнерский гонорар может составлять 8-10% от вложений в объект. У нас заказчики просто не готовы платить такие деньги". Как правило, дизайн интерьеров в России обходится в $50-100 за квадратный метр. Также в последние годы стало модно приглашать специалистов по ландшафтному дизайну. Как правило, цены на их услуги колеблются от $1,5 тыс. до $4 тыс. в зависимости от размера оформляемой территории. За проект, рассчитанный на участок в 20 соток, например, придется выложить $3-4 тыс.

Компании обращаются к услугам дизайнеров, когда понимают, что непродуманность в оформлении интерьера вредит бизнесу. "В основном мы все пользуемся конторами, специализирующимися на евроремонте и офисной мебели. Часто результатом становится малопригодная с точки зрения эргономики и конфигурации бизнес-процессов среда, - говорит директор по рекламе и связям с общественностью Группы "АльфаСтрахование" Ирина Лимитовская. Проще говоря, работать в окружении даже очень красивой мебели часто оказывается невозможно. Например, мягкие кресла и низкие стеклянные столики оказываются неприемлемыми в зоне, где клиент должен заполнять документы. Или несколько рабочих мест, рассчитанных на обслуживание сразу нескольких клиентов, но полное отсутствие места для их размещения. Или огромный холл для ожидания, но очень маленький зал для оформления документов.

Сделай сам

Разумеется, отдельная тема к разговору о дизайне - российская уверенность в том, что все можно сделать самостоятельно. "На мой взгляд, российские компании только начинают активно использовать аутсорсинг, а уж тем более в такой непонятной вещи, как дизайн помещений. Зачем платить за разработку концепции расстановки мебели и расположения дверей, если это и так всем понятно? Мы и сами это сделаем! Вот и получаются офисы, где все вроде красиво, но очевидно непродуманно", - отмечает Ирина Лимитовская. С частными жилищами в основном складывается такая же ситуация. Впрочем, российские самоучки нашли выход из положения.

В Ассоциации дополнительного профессионального образования рассказывают, что часто на краткосрочные курсы по дизайну интерьеров люди приходят, чтобы просто квалифицированно оформить собственное жилище. И это не лишено смысла. Ведь на курсах, чтобы получить диплом, необходимо разработать и защитить конкретный проект. Многие просто отрабатывают в учебных классах план переоборудования своей квартиры или дома, получают возможность выслушать мнение профессионала-преподавателя и ликвидировать недочеты. Причем в этом случае разработка дизайнерского интерьера обойдется на порядок дешевле, чем при заказе у профессионального оформителя. Правда, со всеми рисками, вытекающими из отсутствия собственного опыта.

Возможностью проконсультироваться с преподавателями курсов не брезгуют и профессионалы. По словам руководителя Ассоциации дополнительного профессионального образования Ольги Одынь, часто на курсы приходят дизайнеры со стажем, получившие заказ на какой-то проект. Для них краткосрочные курсы - это возможность почерпнуть новые идеи, отработать детали и получить экспертное заключение по своему проекту.

Куда пойти учиться?

Учебные программы, гарантирующие получение дизайнерского диплома, можно разделить на четыре основные группы. Первая - это государственные архитектурные и художественные вузы. Они дают системные знания, используют академический подход, но, согласно опросу профессиональных дизайнеров, не испытывают особого интереса к проблемам интерьеров в целом и очень оторваны от реальности. "Типичная проблема российских дизайнеров заключается в том, что они могут придумать что-то действительно оригинальное, нарисовать красивую картинку, но не знают, как это воплотить технически", - заявила "Известиям" глава Ассоциации дополнительного профессионального образования Ольга Одынь.

Вторая группа учебных заведений - непрофильные государственные и частные вузы, открывающие у себя модные факультеты. Например, Университет Натальи Нестеровой или отраслевой Энергетический институт, решивший несколько лет назад завести у себя дизайнерское отделение. Разумеется, при поступлении на такой факультет стоит очень внимательно ознакомиться со списком преподавателей и программой курса.

Кроме того, стать дизайнером можно на краткосрочных учебных курсах (1-3 месяца). Стоят они $200-500. Это, с одной стороны, способ повышения квалификации для тех, кто уже занимается ремонтом, а с другой - вариант заполнения пробелов в высшем художественном или архитектурном образовании.

И, наконец, четвертая группа учебных заведений, выдающих диплом дизайнера, - это частные школы, где обучение длится не менее года (стоимость курса начинается от $1 тысячи). При достаточно солидном объеме теории упор здесь делается на работу с материалами и техническое воплощение дизайнерского замысла.

Чего хотят от дизайнера

В России сохраняется своеобразный подход к дизайну интерьеров. С одной стороны, в последние годы появилась тенденция, когда к дизайнеру обращаются не потому, что это действительно необходимо, а потому что так "надо", потому что так делают все знакомые. С другой стороны, бич русских, по мнению дизайнеров, это элементарная трусость по отношению ко всему, что не связано со стереотипами. Часто первой реакцией клиента, которому показали проект переоборудования интерьера, является: "Покажите, у кого это уже есть!"

"У нас люди психологически не готовы жить в якобы "бедных" антуражах", - отмечает преподаватель Академической школы дизайна Никита Плешаков. По его словам, минимализм, который считается шиком на Западе, у нас все еще воспринимается так, как будто хозяева еще не заработали на настоящий интерьер. "У нас заказчику часто нужно сделать интерьер не для себя, а чтобы все упали в обморок", - отмечает дизайнер. Очень хорошо это можно проследить, пролистав несколько номеров журнала "Семь дней" и посмотрев, как живут российские звезды кино и телевидения. У профессиональных дизайнеров эта роскошь напоказ вызывает зубовный скрежет. Вместе с тем действительно стильный современный дизайн часто заказывают люди, от которых этого трудно ожидать, - "технари", юристы, коммерсанты. Хотя теоретически могло бы быть наоборот.

Особое место в дизайне частных интерьеров занимают квартиры-студии. Это однокомнатные помещения, часто не очень большой площади. Как правило, их приобретают и переоборудуют либо фирмы, которым нужно жилье для сотрудников, перемещаемых из других городов (это дешевле, чем оплачивать гостиницу), либо родители, заботящиеся о повзрослевшем чаде. С одной стороны, именно здесь дизайнер способен сотворить чудо и сделать из малоприятного для обитания типового жилища конфетку. С другой стороны, профессионалы за это берутся редко. Из-за малой площади таких квартир здесь оказывается «непропорционально много возни». А ведь оплачиваются дизайнерские разработки интерьеров в зависимости от метража. Поэтому за переоборудование квартир-студий небольшого размера берутся, как правило, начинающие дизайнеры.

Особенности национального дизайна

В то время как столичные дизайнеры жалуются на приверженность соотечественников к стереотипам, их зарубежные коллеги называют россиян законодателями моды. В частности, как удалось установить "Известиям", именно из нашей страны пришла идея цветовой дифференциации целых линеек цифровой техники.

Именно после исследования вкусов россиян многие зарубежные компании начали выпускать ноутбуки, видеокамеры и мобильные телефоны красного цвета. Только после попадания на наш рынок продукция, выдержанная в этой цветовой гамме, начала пользоваться спросом и в других странах. Также специально для нашего рынка производители телевизоров стали оснащать их тумбами, оформленными в сходном стиле.

Впрочем, национальные особенности в дизайнерских предпочтениях есть не только в России. Лет десять тому назад для Юго-Восточной Азии был разработан изящный, без громоздких аудиоколонок телевизор, который в целом отвечал потребностям жителей данного региона. Но спросом он не пользовался. Из-за очень высокой влажности, характерной для субтропического климата, мощный звук оказался более важной функциональной потребностью этого рынка.


Дизайнер - последняя надежда компании

По мировой статистике, только для 5-7% потребителей принципиально важно стать обладателем технологических новинок. Остальные покупатели при выборе товара ориентируются на его внешний вид и удобство. На вопросы обозревателя "Известий" Анны Калединой о том, что такое современный промышленный дизайн, как стать хорошим дизайнером и насколько востребована эта профессия, ответил глава дизайнерского центра компании Samsung Electronics Янг Джун Ким (Young Jun Kim).

известия: Так что первично - технология или дизайн?

Янг Джун Ким: Изначально технологии были первичны, а десять лет назад у дизайнеров появилась возможность предлагать свои разработки инженерам, которые начали "подгонять" технологии под дизайнерские решения. Но тогда только 5-10% наших предложений выходило в качестве конечного продукта на рынок. Сейчас показатель вырос до 40%, а оставшиеся 60% проектов рассматриваются в следующем году. В качестве примера - телевизор Slim Fit с самым коротким кинескопом. Мы почувствовали потребность рынка в таком дизайне, а инженеры уже воплотили нашу концепцию.

известия: Что такое современный промышленный дизайн?

Ким: Как сказал в свое время основатель IBM, дизайн - это бизнес. Дизайн - это не искусство, а индустрия и реальная продукция. Сейчас даже появилось определение no design. Современный дизайн предполагает не декоративность и украшательство, а занимается функциональной стороной вопроса. Любая вещь должна быть прежде всего удобна в использовании. Например, сейчас в развитых странах население стареет, и это нельзя не учитывать. И мы разработали дизайн холодильника со специально спроектированной ручкой, которая минимизирует усилия при открытии дверцы. А вот мобильные телефоны наибольшим спросом пользуются у молодежи, которая особенно ценит дополнительные сервисы и приложения. Поэтому каждый год мы разрабатываем 200 новых моделей телефонов, 70% из которых рассчитаны на молодежь. В то же время сейчас мобильники достаточно активно покупают и осваивают пожилые люди. Они предпочитают максимальную простоту управления. Поэтому для них мы специально делаем "сотовые" с крупным шрифтом и небольшим количеством функций. Хотя если говорить в целом о современном дизайне, то для него многофункциональность является основой. Например, дизайн телевизора должен быть таким, чтобы в зависимости от вкуса покупателя его можно было повесить на стенку или поставить на пол.

известия: Не преувеличивается ли значение дизайна?

Ким: Если мы хотим к 2010 году стать лидером рынка и брендом № 1, то должны воспринимать дизайн в качестве одного из ключевых элементов для реализации этих планов. Любая компания, если она, конечно, собирается развиваться, обязана обращать внимание на дизайн, так как он непосредственно влияет на размеры прибыли. Потребитель готов доплатить за дизайн, который пришелся ему по душе. Причем для дорогих продуктов разница в цене может быть ощутимой. К примеру, в случае с одной моделью дорогостоящего проекционного телевизора, продававшегося в Америке, эта разница достигла $500 за каждый. В дальнейшем роль дизайна будет только возрастать.

Значение дизайна повышается с ростом финансового состояния потребителей. В развитых странах этот показатель увеличивается с каждым годом. Могу привести пример Кореи. Когда в 1978 году я решил стать дизайнером, то доход на душу населения составлял $5 тыс. в год. В то время это направление было еще не слишком развито. Исходя из нашего опыта, можно утверждать, что особую значимость дизайн приобретает, когда доход достигает $10 тыс. В 1978 году в нашей компании работало только 40 дизайнеров. Но я был уверен в перспективности выбранного пути. И судите сами, сейчас доход на душу населения вырос до $15-16 тыс. в год. И у нас в компании работает 500 дизайнеров. Планируется, что к 2008 году доход достигнет уже $20 тыс. Поэтому я уверен, что через 10-15 лет профессия дизайнера станет одной из самых востребованных (в России средний доход на душу населения составляет $2,6 тыс. в год. - "Известия").

известия: А сколько времени необходимо, чтобы стать хорошим дизайнером?

Ким: У нас в компании существует планирование карьеры. Так, первые три года дизайнер проходит обучение, следующие четыре года он активно участвует в специальных обучающих программах и стажируется в ведущих европейских дизайнерских центрах. И только через восемь лет специалист может занимать руководящие посты.

известия: После трех лет работы человек уже обладает и знаниями, и опытом. Зачем ему еще обучаться?

Ким: В определенный период специалисту необходимо избавиться от стереотипов, выйти на качественно новый уровень. Мышление дизайнера не должно быть монотонным и шаблонным. Ведь в работе он всегда нацелен на поиск новых путей и концепций.

известия: А не проще ли пригласить новых дизайнеров? Например, из-за границы?

Ким: Интересная мысль. А если серьезно, то мы приглашаем зарубежных специалистов. Примерно 12% дизайнеров в нашей компании - иностранцы. В промышленном дизайне существуют единые стандарты.

известия: А где лучше всего обучаться дизайну?

Ким: В Европе. Лично мне очень интересны Скандинавские страны, Великобритания, Италия. Там существуют многолетние дизайнерские традиции и богатая культура. А вот в Америке всегда преобладало развитие технической мысли, поэтому дизайну там учиться не столь интересно.

известия: А как оценивается работа дизайнера?

Ким: Лучшая оценка работы дизайнера - это спрос на конечный продукт. Но у нас существует и внутрикорпоративное рецензирование. Так, на стадии разработки мы проводим своего рода экспертизу. На специальном собрании представители различных подразделений - маркетологи, инженеры - дают свою оценку экспериментальной модели. И если она не дотягивает до требуемого уровня, то дизайнеру приходится ее дорабатывать. Также ежегодно мы проводим внутри компании конкурс на лучшую дизайнерскую разработку. Главный приз - 50 млн вон (около $50 тыс. - "Известия").

известия: А сколько могут вообще зарабатывать дизайнеры?

Ким: Точная цифра - коммерческая тайна. Скажу одно, дизайнеры в нашей компании зарабатывают чуть больше, чем специалисты других подразделений. А в Корее дизайнеры получают несколько больше, чем в других странах, поэтому иностранцы стремятся попасть к нам на работу.

известия: А русские среди них есть?

Ким: Пока российские дизайнеры не работают у нас в компании. Но преград для приема их на работу я не вижу.

Известия