27.06.2005

Toyota между старостью и молодостью. Вторая в мире автомобильная компания безжалостно поменяла практически всю свою верхушку



ОЛЬГА МОРОЗОВА

Вторая в мире автомобильная компания безжалостно поменяла практически всю свою верхушку. Однако пока акционеры не спешат продвинуть на самый высокий пост представителя семьи Тойода - видимо, Акио Тойода, несмотря на свои бесспорные деловые качества, слишком молод. Ему всего 48 лет.
Акционеры компании Toyota одобрили замену девятнадцати из двадцати шести членов руководящей верхушки. Фудзе Те уйдет с поста президента и генерального директора компании и его сменит Кацуаки Ватанабе, один из шести заместителей генерального директора. Скорее всего, новые люди придут и на посты других пяти заместителей генерального директора.
Эти перемены происходят в благоприятный момент, когда у компании дела идут весьма хорошо. За шесть лет Те повысил продажи Toyota до 2 млн машин. Компания стала одним из ведущих автомобилестроителей в США и добилась хороших позиций на европейском рынке.
Естественно, возникает вопрос о причине смены руководителя компании. В Toyota говорят, что компания хочет развивать новые виды деятельности, например, в области финансовых услуг. Для того чтобы успешно провести перемены, компании необходимо омолодить свое руководство. Фудзе Те 68 лет, а его преемнику Ватанабе - 62 года: в Японии этот возраст не считается слишком большим. К тому же Ватанабе, ранее занимавший должность руководителя отдела закупок, успешно выполнил программу по снижению затрат. Он за три года понизил на 7,6 млрд евро производственные расходы компании, сохранив при этом "качество Toyota" и не отказываясь от традиционных поставщиков компании.
Однако, как предполагает La Tribune, есть и другая причина, о которой официально не говорится. Акционеры боятся слишком раннего прихода на самый высокий пост Акио Тойода из семьи основателей компании. Возвращение кого-то из семьи Тойода на пост главы корпорации готовится достаточно давно. Многие согласны с тем, что Акио Тойода сможет справиться с этой задачей. У него был шанс доказать свои качества: ему пришлось подниматься по карьерной лестнице фактически без поддержки семьи. Например, Тойода создал Gazoo, оригинальную систему продаж автомобилей через интернет, которая была принята компанией Toyota. Однако Тойоде всего 48 лет. С точки зрения японской корпоративной культуры он еще мальчик.



Деловая газета "Бизнес"