24.06.2005
Abarus Market Research

Abarus Market Research публикует серию исследований на автомобильном рынке



В третьей декаде июня специалисты агентства подготовили аналитический обзор "Рынок легковых автомобилей в России". Основная цель проекта - описание современного состояния отрасли на основе анализа источников вторичной информации.

Как показали результаты исследования, рынок легковых автомобилей в последние годы является одним из наиболее динамично развивающихся в стране. За 2002-2004 годы прирост продаж легковых автомобилей составил, по оценкам Price Waterhouse Coopers, 13% в денежном выражении. При этом практически не происходило увеличения продаж отечественных автомобилей, в то время как рост этого показателя у иномарок (ввезенных либо собранных на территории России) в 2004 году был зафиксирован на уровне 83%.

Объем экспортно-импортных поставок легковых автомобилей в стране в 2004 году, по данным ФТС РФ, вырос в 2 раза по сравнению с итоговыми показателями 2003 и составил $5,72 млрд. В первом квартале 2005 импорт в Россию увеличился на 66,1% по сравнению с аналогичным периодом 2004 года.

По прогнозам аналитиков, в 2005 году произойдет перелом на отечественном рынке легковых автомобилей: доля иномарок в совокупном объеме продаж превысит психологический рубеж в 50%. Тенденция стремительного роста популярности иностранных автомобилей сохранится в течение 2-3 лет. Этому процессу будет способствовать открытие в России автосборочных производств известных марок: Toyota, Volkswagen, DaimlerChrysler, Skoda. Также наблюдается большой интерес к российскому рынку со стороны китайских производителей.

Таким образом, судьба отечественного автопрома кажется предрешенной. В правительственных кругах говорят о том, что удел отечественных автозаводов - производство иномарок по лицензиям мировых лидеров автомобильной индустрии. Однако определенные надежды аналитики все-таки возлагают на современные разработки отечественных предприятий. Например, на вазовскую "Калину", широкая реализация которой планируется уже во второй половине этого года; на УАЗ Patriot. Однако успех этих моделей будет во многом определяться уровнем цен на автомобили. В этой связи предприятия отечественного автопрома должны уделить особое внимание мероприятиям по снижению издержек производства.

По мнению экспертов, ошибки в маркетинговой политике российских автопроизводителей явились основной причиной их глубокого кризиса. Регулярное повышение отпускных цен на автомобили при отсутствии каких-либо улучшений качества продукции привели к тому, что цены на иномарки и отечественные автомобили практически сравнялись (массовый спрос российских потребителей сконцентрирован в диапазоне $6-10 тыс.). В свою очередь потребитель сделал выбор в пользу более качественной продукции, при этом, воспользовавшись услугами автокредитования, он смог себе позволить приобрести автомобиль более высокого класса и с лучшими потребительскими свойствами. В 2004 г. доля автомобилей, приобретаемых в кредит, составила 20-25%. Как отмечают аналитики, в этом году автокредитами воспользуется 40-45% покупателей.

По прогнозу Минпромэнерго РФ, к 2010 году быстро растущий российский авторынок будет принимать ежегодно 2,6-2,8 млн. легковых автомобилей, что в денежном выражении составит примерно $31 млрд.

В 2010 г. импорт новых легковых автомобилей будет находиться на уровне 400-500 тыс. шт. в год и рост производства новых моделей на базе создаваемых сборочных линий внутри страны составит до 1-1,1 млн. шт. в год.