24.06.2005

"Сейчас мы думаем, как решить эту проблему". Николай Канавин, председатель совета директоров холдинга "Пролаб-центр"



АЛЕКСАНДР ДЕМЧУК

Профессиональную бумагу для черно-белой печати перестали производить еще две недели назад, когда Agfa объявила о закрытии производства фотоматериалов на мировом уровне. Kodak, пусть и ненадолго, оставался единственным производителем черно-белой фотобумаги, хоть она и была рассчитана на машины для цветной печати. О том, почему это конкурентное преимущество не было востребовано рынком, корреспонденту "Бизнеса" Александру Демчуку рассказал председатель совета директоров холдинга "Пролаб-центр" Николай Канавин.

- Как закрытие производства Kodak отразилось на вашем бизнесе?
- Сильнее всего пострадали от закрытия Ilford, чьим эксклюзивным дистрибутором мы были. Пытались заключить контракт с Agfa, но и та обанкротилась.
- Почему все производители отказались от выпуска бумаги для черно-белой печати?
- Переход к цифровой эре произошел настолько быстро, что пленочные производители испытали критическое для них падение продаж пленочных фотоаппаратов, самих пленок и услуг. Если еще год назад половину заказов нашей компании составляла пленочная печать, то теперь ее доля - около 25%. По нашим оценкам, российский рынок черно-белой печати составляет примерно $200 тыс. в год. По сравнению с близким к миллиарду (около $600 млн) рынку цветной печати - это незначительная цифра.
К такому скачку даже крупные заводы были не готовы. Что уж говорить о таком нишевом производстве, как черно-белая печать. В основном она востребована в музеях, галереях, обучающих центрах. Именно при печати черно-белых снимков можно показать в полной степени и максимально наглядно процесс производства фотографий.
- Кто основной потребитель черно-белой бумаги?
- Большинство известных всему миру фотографов имеют дело с черно-белыми материалами. Недавно я разговаривал с фотографом Джойлом Питером Виткином, который сетовал, что в мире стало очень сложно достать материалы для черно-белой печати. В России художники сталкиваются с такой же проблемой.
- Что планирует ваша компания делать с текущими заказами на черно-белую печать?
- Сейчас мы думаем, как можно решить эту проблему. Отказаться от такой услуги мы не можем, потому что в России спрос на черно-белую печать вырос из-за повышения популярности фотоискусства. У нас все больше проводится выставок, открывается много галерей, и рынок фотоискусства растет. Мы рассчитывали на значительный рост рынка.
С закрытием Ilford, к примеру, некоторые ателье в Европе стали производить черно-белую бумагу малыми тиражами. Это дорогостоящий продукт, но он пользуется спросом. Наши фотомузеи также просят нас начать аналогичное производство. Правда, пока это непростой для нас процесс, требующий значительных инвестиций.
- Как отразится уход черно-белой бумаги на рынке?
- Дальнейший отказ от производства пленки и химикатов также лишь вопрос времени. Пока эти товары востребованы, так как используются в полиграфии при допечатной обработке и в медицине при проявке рентгеновских снимков. Это большие рынки сбыта, а новые технологии на них внедряются медленно.
- Значит ли это, что больше не будет черно-белых фотографий?
- Нет. Такие снимки можно печатать и на цветной бумаге. Особенность именно черно-белой бумаги, к примеру, в том, что она нечувствительна к цветам красного и зеленого спектров. Если печатать черно-белые фотографии в цветном процессе, добиться 100-процентного качества очень сложно, практически невозможно. Для этого необходимо привлекать опытных экспертов в области ИТ. Все будет зависеть от искусства лаборанта, который калибрует бумагу под этот процесс, делает ручную цветокоррекцию на экране монитора. И все равно идеального качества достигнуть невозможно. С рынка уйдет эталон качества.

Деловая газета "Бизнес"