02.06.2005
МТС

ОАО «Мобильные телесистемы» объявляет финансовые результаты первого квартала 2005 года

Основные финансовые показатели:

·         Консолидированная выручка МТС увеличилась на 32% по сравнению с первым кварталом 2004 года и составила $1057 млн.

·         Показатель OIBDA[2] вырос на 22% по сравнению с первым кварталом 2004 года и составил $537 млн. (маржа OIBDA составила 51%).

·         Чистая прибыль увеличилась на 12% по сравнению с первым кварталом 2004 года и составила $232 млн.

·         МТС получила сумму положительных свободных денежных средств[3], которая составила $50 млн.



Основные операционные показатели:

·         Продолжился активный рост абонентской базы: прирост в течение квартала составил 4,5 млн. абонентов.

·         МТС удерживает лидерские позиции во всех четырех странах своего присутствия – в России, Украине, Беларуси и Узбекистане.

·         В течение апреля-мая было подключено 3,64 млн. новых абонентов. Общая абонентская база по состоянию на 31 мая 2005 года составила 42,32 млн. человек.

Краткая сводка финансовых показателей (неаудированных)

млн. долл. США

1 кв. 2005

1 кв. 2004

Изменение

4 кв. 2004

Изменение

Выручка

1057,0

802,7

31,7%

1079,7

(2,1%)

Чистая операционная прибыль

338,7

306,8

10,4%

272,9[4]

24,1%

Маржа чистой операционной прибыли

32%

38%

-

25%4

-

Чистая прибыль

232,5

207,8

11,9%

174,34

33,4%

OIBDA

536,9

440,7

21,8%

497,9

7,8%

Маржа OIBDA

50,8%

54,9%

-

46,1%

-

 

Комментируя итоги года, Президент ОАО «МТС» Василий Сидоров заявил:

«Мы очень довольны динамикой привлечения новых абонентов в этом году. Мы обеспечили чистый прирост клиентской базы с начала года в размере 8,1 млн. новых абонентов и сохранили лидерские позиции на всех существующих рынках. Основой стратегии МТС на текущий год является сбалансированный подход к инвестициям в приобретение новых абонентов при возрастающем внимании к повышению лояльности существующих клиентов.

В течение первого квартала мы продемонстрировали существенный рост выручки по сравнению с аналогичным периодом в предыдущем году. Вместе с тем, эффект от проводившихся в конце 2004 года маркетинговых акций с предоставлением бонусных минут в сочетании с негативными сезонными факторами привели к сокращению квартальной выручки по сравнению с четвертым кварталом прошлого года. Мы ожидаем возобновления роста выручки и чистой прибыли во втором квартале этого года.

Мы удовлетворены тем, что, в соответствии с нашими планами, уровень маржи OIBDA в первом квартале превысил 50%, несмотря на связанное с единовременными факторами снижение прибыльности бизнеса в Украине».

Обзор операционной деятельности

Рост рынка

В первом квартале 2005 года в России и Украине продолжился активный рост абонентской базы. Уровень проникновения сотовой связи[5] в России возрос с 51% до 59%, в Украине – с 29% до 34%.

Уровень проникновения сотовой связи в Узбекистане возрос с 2,1% в начале года до 2,3% по состоянию на конец первого квартала. В Беларуси за тот же период уровень проникновения возрос с 24% до 28%.

Динамика абонентской базы

В течение первого квартала 2005 года консолидированная абонентская база МТС выросла на 4,5 млн. человек (прирост был целиком обеспечен органичным ростом бизнеса компании). Вклад России в прирост составил 3,7 млн. человек, в Украине было добавлено 0,7 млн. абонентов и в Узбекистане – около 42 тыс. абонентов.

Несмотря на растущий уровень конкуренции, коэффициенты оттока абонентов в России и в Украине в первом квартале были существенно ниже, чем за тот же период год назад. Этот результат был достигнут благодаря повышению внимания к лояльности и удержанию абонентов.

После окончания первого квартала 2005 года в результате органичного роста бизнеса абонентская база МТС выросла еще на 3,64 млн. человек и по состоянию на 31 мая 2005 года насчитывала 42,32 млн. абонентов.

Доля рынка

В России на долю МТС пришлось около 34% всех новых подключений, благодаря чему компания сохранила свое лидирующее положение с долей рынка приблизительно 35,4%. Признанием успешного рыночного позиционирования компании стала победа в национальном рейтинге «Народная марка» по категории «Оператор сотовой связи» (февраль 2005 года).

В Украине на долю компании приходилось около 31% новых подключений, и ее доля рынка сократилась с 53% до 50%. Причиной сокращения стали агрессивные кампании по привлечению абонентов, осуществленные конкурентом, а также увеличение числа игроков на рынке.

Доля рынка МТС в Узбекистане по состоянию на конец первого квартала 2005 года сохранилась на уровне 58%[6].

В Беларуси доля рынка совместного предприятия МТС сохранилась на уровне 50%.

  Сегментирование абонентов

Подключения по препейд-тарифам МТС (ДЖИНС в России, ДЖИНС и SIM-SIM в Украине) составили 91% общего количества новых подключений в России и Украине. По состоянию на конец первого квартала 2005 года по препейд-тарифам обслуживались 81% абонентов МТС в России (по сравнению с 77% по состоянию на конец 2004 года). В Украине доля абонентов препейд-тарифов в течение квартала практически не изменилась, оставшись на уровне около 87%.

  Краткая сводка операционных показателей

 

 

1 кв. 2005

4 кв. 2004

3 кв. 2004

2 кв. 2004

1 кв. 2004

Общее число абонентов
на конец периода (млн.)

38,69

34,22

26,63

22,78

19,19

Россия (млн.)

30,25

26,54

20,84

18,14

15,34

Украина (млн.)

8,08

7,37

5,53

4,63

3,85

Узбекистан (млн.)

0,35

0,31

0,26

-

-

МТС Беларусь[7] (млн.)

1,40

1,21

0,97

0,74

0,59

Россия

Средняя ежемесячная выручка от продажи услуг в расчете на одного абонента (ARPU)[8], доллары США

9,1

11,2

14,0

14,1

14,1

Средний ежемесячный трафик на одного абонента (MOU), минуты

138

164

168

160

147

Коэффициент оттока абонентов (churn), %

6,7

6,3

6,7

7,7

10,0

Затраты на приобретение одного абонента (SAC), доллары США

18

19

21

21

23

Украина

 

 

 

 

 

Средняя ежемесячная выручка от продажи услуг в расчете на одного абонента (ARPU), доллары США

10,0

12,4

15,4

14,6

14,0

Средний ежемесячный трафик на одного абонента (MOU), минуты

130

127

136

127

111

Коэффициент оттока абонентов (churn), %

5,1

1,7[9]

5,9

5,2

6,0

Затраты на приобретение одного абонента (SAC), доллары США

22

15

21

18

25

 

Операции МТС в России

·               Выручка за 1 квартал 2005 года выросла на 24% по сравнению с 1 кварталом 2004 года и составила $803[10] млн.

·               Чистая прибыль за 1 квартал 2005 выросла на 4% по сравнению с 1 кварталом 2004 года и составила $171 млн.

·               Показатель OIBDA за 1 квартал 2005 года вырос на 16% по сравнению с 1 кварталом 2004 года и составил $415 млн. (маржа OIBDA составила 52%).

В первом квартале произошло снижение среднего ежемесячного трафика на одного абонента (MOU) в России, что объясняется увеличением доли малоговорящих абонентов и негативными сезонными факторами (в частности, меньшим количеством рабочих дней в январе и феврале и снижением потребительской активности в зимний период).

В России продолжилось снижение средней ежемесячной выручки на одного абонента (ARPU). Причиной этому стало снижение уровня использования, а также бонусные минуты, которые абоненты получили в четвертом квартале 2004 и которыми продолжили пользоваться в начале года. Кроме того, в первом квартале доходы от роуминга снижены из-за сезонных факторов.

Вследствие уменьшения затрат на приобретение одного абонента (SAC) и снижения уровня новых подключений в первом квартале, продолжилось восстановление уровня маржи OIBDA.




[1] Основано на консолидированных неаудированных финансовых отчетах, подготовленных в соответствии с общепринятыми стандартами бухгалтерского учета США (US GAAP).

[2] См. в Приложении A определения терминов OIBDA и маржа OIBDA, а также сверки к наиболее сопоставимым финансовым показателям US GAAP.

[3] См. в Приложении Б расчет свободных денежных средств к наиболее сопоставимым финансовым показателям US GAAP.

[4] Пересмотренный показатель (см. раздел «Финансовая отчетность за четвертый квартал и 2004 год»);
ранее объявленный размер чистой операционной прибыли – $317,3 млн., маржи чистой операционной прибыли – 29%, чистой прибыли – $209,1 млн.

[5] Источником всей информации о рынках сотовой связи в данном пресс-релизе является AC&M Consulting.

[6] По собственным оценкам компании.

[7] Неконсолидированное дочернее предприятие МТС в Республике Беларусь, СООО «Мобильные ТелеСистемы», в котором МТС принадлежит 49% акций.

[8] См. в приложении В определения средней ежемесячной выручки от продажи услуг в расчете на одного абонента (ARPU), среднего ежемесячного трафика на одного абонента (MOU), коэффициента оттока абонентов (churn) и затрат на приобретение одного абонента (SAC).

[9] Снижение квартального уровня оттока абонентов до 1,7% в 4 квартале 2004 года преимущественно объясняется изменением политики учета оттока препейд-абонентов с трех до шести месяцев неактивности (аналогичная политика учета применяется в России). По старой методике квартальный уровень оттока в 4 квартале 2004 года составил 7,2%.

[10] Исключая взаиморасчеты между компаниями в размере $0,7 млн.