02.06.2005

Производители мороженого в преддверии летнего сезона прогнозируют рост цен на свою продукцию до 10-20% в связи с введением нового ГОСТа



Производители мороженого в преддверии летнего сезона прогнозируют рост цен на свою продукцию до 10-20% в связи с введением нового ГОСТа. С одной стороны, новые стандарты качества должны напомнить потребителям уже забытый вкус отечественного сливочного мороженого. С другой стороны, участники рынка считают, что новый ГОСТ приведет к постепенному уходу с рынка небольших игроков.

По данным Госкомстата, в первые три месяца 2005 года рынок мороженого Северо-западного региона продемонстрировал сокращение производства на 50,7% (до 7,2 тыс. тонн). И, по прогнозам производителей, в текущем сезоне не следует ждать сколько-нибудь заметного роста рынка. Напомним, что за последние 2 года рынок прибавлял "в весе" не более 3% в год. Такая безрадостная картина, по мнению большинства компаний, связана с тем, что уже третье подряд лето выдается холодным и дождливым. "В этом сезоне из-за погоды рост рынка опять будет незначительный. Поздняя и холодная весна уже привела к тому, что продажи в целом оказались на 15 процентов ниже ожидаемого уровня", — отмечает Светлана Ступина, заместитель генерального директора компании "Хладокомбинат #1".

Вместе с тем, по оценкам большинства игроков, потенциал петербургского рынка достаточно велик. По данным Союза мороженщиков России, в среднем один петербуржец съедает в год 4 кг мороженого. В то же время по России эта цифра в два раза меньше (2,6 кг в год на одного жителя), а в Европе, где климат гораздо более мягкий по сравнению с российским, — в два раза больше (более 8 кг в год). "В случае если погода не подведет, а мороженщики начнут активнее продвигать свой продукт, то потребление мороженого в Северной столице постепенно начнет расти и к концу года может составить 4,5 кг на одного человека", — считает исполнительный директор Союза мороженщиков России Валерий Елхов.

Рассчитывая расшевелить потребителя, который устал от бесконечной череды посредственных замороженных десертов и на яркую упаковку уже не реагирует, крупные производители наконец добились принятия новых стандартов качества. Новый ГОСТ вступил в действие с 1 января 2005 года. В соответствии с новыми стандартами, при изготовлении мороженого "пломбир", "сливочное" и "молочное" теперь запрещено использовать растительные жиры. Последние весьма популярны среди производителей, поскольку сливочная основа удорожает производство на 15-20%, такой продукт быстрее тает и меньше хранится. Растительная же основа позволяет получить более дешевый и "жаростойкий" продукт. Поэтому именно с таким мороженым охотнее работают оптовые поставщики. В итоге, по наблюдениям производителей, на рынке достаточно много подделок под сливочное мороженное, в составе которого использовано, к примеру, дешевое пальмовое масло.

"По себестоимости такой продукт ниже, чем то мороженое, которое производится в соответствии с ГОСТом. Оптовые компании, которые привозят в Петербург такой товар, как правило, зарабатывают тем, что делают наценку до уровня более дорогого продукта городских производителей", — считает госпожа Ступина. Новый ГОСТ, по мнению Союза мороженщиков, защитит популярные сорта российского мороженого от подделок, но при этом выделит его в отдельную дорогую категорию. "Сейчас многие жалуются на то, что российское мороженое не вкусное. Традиционный сливочный вкус пропадает в 'букете' ароматизаторов, — говорит господин Елхов. — Новый ГОСТ предписывает использовать для производства мороженого молочного, сливочного или пломбира, более качественное и дорогое сырье, следовательно, цена мороженого вырастет на 10-20 процентов".

Новый ГОСТ, по мнению участников рынка, не только повлияет на качество продаваемого мороженого, но и сыграет на руку крупным производителям. Как сообщил Ъ один из участников рынка, если крупные компании и чиновники органов сертификации качества продукции начнут дополнительно пропагандировать потребление именно сливочного мороженного (что вполне вероятно), то спрос на растительные позиции на рынке упадет и многие небольшие производства, сейчас конкурирующие с крупными производителями, вынуждены будут закрыться. "Производство станет для них нерентабельным", — сообщил собеседник Ъ.

***

Продавцы "заморозки" укрупнились

Как стало известно Ъ, петербургский дистрибьютер замороженных продуктов МБК и московский холдинг "Инко" завершили процедуру объединения. В ходе сделки акции МБК были приобретены столичным холдингом. Компания "Международный бизнес-клуб" (МБК) создана в 1996 году и занимает около 60% рынка дистрибуции замороженных продуктов в Северо-Западном регионе. Компания обслуживает более 2 тыс. клиентов в Петербурге, являясь дистрибьютером торговых марок "Дарья", МЛМ, "Талосто", Hortex и т. д. ЗАО "Инко" создано в 1990 году. Специализируется на импорте и дистрибуции продуктов глубокой заморозки, а также выпускает полуфабрикаты под собственным брэндом. В 2002 году структуры группы "Продо" (управляется Millhouse Capital, близкой к Роману Абрамовичу) приобрели контрольный пакет акций МБК у предпринимателя Олега Тинькова. В 2003 году Millhouse Capital выставила на продажу все предприятия, входящие в группу "Продо". Первой сделкой стала продажа МБК. Информация о ней появилась в конце сентября 2004 года. Как стало известно корреспонденту Ъ, в конце прошлой недели объединение компаний в единую структуру под названием холдинг "Инко" было завершено. Участники сделки отказались назвать ее сумму и прогнозируемый годовой оборот холдинга. Но, по оценкам аналитиков, стоимость контрольного пакета акций компании МБК обошлась холдингу "Инко" в $5-10 млн. "Ранее две компании конкурировали друг с другом. Теперь у холдинга нет крупных конкурентов в регионе, и новая структура 'Инко' начнет 'выдавливать' небольшие компании", — сообщили Ъ в компании "Дарья". "Доля рынка компании в Петербурге уже выросла на 5 процентов и будет продолжать расти", — согласен Юрий Кабушка, генеральный директор компании МБК.

"Слияния и поглощения рынку только на пользу"

Алексей Абросимов, генеральный директор компании "Талосто":
— В 2004 году объем российского рынка сократился примерно на 3 процента. До этого темпы роста составляли 3-5 процентов в год. Это можно связать с тем, что два года подряд летний сезон с точки зрения температуры воздуха и количества осадков в европейской части России для производителей мороженого выдается неудачным. Ведь оптимальная температура воздуха для роста продаж фасованного мороженого составляет не менее 24 градусов по Цельсию. По прогнозам нашей компании, темпы увеличения объемов рынка в текущем году составят не более 5 процентов за год. На наш взгляд, рынок мороженого имеет потенциал для роста за счет развития культуры потребления мороженого. На сегодняшний день структура продаж мороженного делится на две категории: "импульсное" — трубочки, эскимо, стаканчики, и "домашнее" — рулеты, торты, коробки. В России 65 процентов всего объема городских продаж — это "импульсное" мороженое, и всего 35 процентов — "домашнее". В Европе прямо противоположная ситуация. Так что можно предполагать, что наиболее перспективным направлением в ближайшие годы будет развитие сегмента "домашнего" мороженого, которое продается в основном в крупных торговых сетях, супермаркетах. Принятие нового ГОСТа, в свою очередь, приведет к значительному росту цен на мороженое, а также к уходу с рынка мелких производителей, неспособных выпускать и продавать продукцию требуемого качества. Это вполне нормально, так как в Европе, например, до 90 процентов рынка держат 3-4 крупные компании. В России же свыше 350 производителей мороженого, а на лидера приходится всего 5-6 процентов рынка. Но сейчас идет активный процесс укрупнения и "европеизации" общероссийского рынка. Основные игроки на нем — "Талосто", "Инмарко", "Русский холод", Nestle — демонстрируют динамику продаж более интенсивную, чем в среднем по рынку. Например, у "Талосто" в 2004 году прирост объемов продаж в тоннах составил 27 процентов, на следующий год запланирован прирост на 30 процентов. Начавшиеся процессы слияний и поглощений идут только на пользу рынку. Они приводят к росту степени консолидации активов в отрасли. Но, по самому оптимистичному прогнозу, для завершения процесса и приведения рынка к "европейскому" образцу понадобится минимум 5-6 лет.

"Прогнозировать уход с рынка небольших компаний преждевременно"
Виктор Кисанов, генеральный директор компании "Рекондор-мороженое":
— Появление новых стандартов изготовления мороженого вызвало излишний ажиотаж среди крупных производителей этого лакомства. Прогнозы значительного роста цен, ухода с рынка небольших компаний, вследствие запрета на использование некоторых составляющих, преждевременны. Сливочная основа — это историческая традиция. Наша компания тоже начинала выпускать продукцию на сливочной основе. Но наблюдения за рынком показали, что вкус потребителей в последнее время изменился в пользу мороженого, изготовленного с добавлением растительных жиров. Скорее всего, это произошло за счет его хорошей представленности в розничной продаже. Таким мороженым охотнее торгуют и дистрибьютерские компании, и розничные продавцы. Ряд крупных заводов считают, что ГОСТ приведет к росту цен на мороженое и уходу с рынка небольших производителей, использующих более дешевые составляющие. Но, на мой взгляд, продукция, сделанная согласно ст4андартам, просто выделится в отдельную более дорогую категорию. К примеру, на весовом высокожирном мороженом экономия может достигать 5-7 процентов между качественным сливочным маслом и хорошим растительным жиром. Мороженое же, сделанное на растительной основе, изменит свое наименование на растительно-сливочное. И на такие виды мороженого всегда будет спрос. На сегодняшний день потребители далеко не всегда различают, какое мороженое на какой основе произведено. Наверное, если будет громкая, общественная рекламная кампания, тогда потребитель начнет разбираться, и будет понятно, сможет ли ГОСТ реально изменить структуру рынка. На самом деле новый ГОСТ только жестко регламентировал состав основных видов мороженого, таких как "пломбир", "сливочное мороженое", "молочное мороженое". Однако новые стандарты не запрещают использование растительных жиров полностью, как пытаются это представить крупные производители.


Мария Шевченко, КоммерсантЪ

YARMARKA.NET