20.05.2005

Ставки сделаны. Комиссия по защитным мерам во внешней торговле будет рассматривать вопрос о подержанных автомобилях в июле



ЮРИЙ ХНЫЧКИН

Ожидавшим определенности от вчерашнего заседания правительства, на котором была рассмотрена концепция развития автомобильной промышленности России, придется набраться терпения и подождать еще пару месяцев. Комиссия по защитным мерам во внешней торговле - рабочий орган правительства, определяющий ставки импортных таможенных пошлин,- будет рассматривать вопрос о подержанных автомобилях в июле. К этому сроку власти должны определиться со своей позицией по нескольким важным вопросам, волнующим участников автомобильного рынка.
Судя по тому, что во вчерашних комментариях после заседания неоднократно акцентировалось внимание на повышении пошлин на ввоз подержанной автотехники старше пяти лет, можно дать прогноз, что принципиальное решение на этот счет в июле будет принято. Единственную оппозицию такой мере могут составить небольшие транспортные компании, эксплуатирующие и приобретающие импортные грузовики в возрасте пяти лет и старше. В принципе госорганы могут выбрать два пути: либо приравнять пятилетние автомобили к семилетним (и тем самым фактически прекратить их ввоз), либо установить дополнительную сетку пошлин для импортируемых автомобилей в возрасте пяти-семи лет.
Другой вопрос, вызывающий ажиотаж в автомобильных кругах,- это определение возраста нового автомобиля. Напомним, что, по ныне действующему таможенному законодательству, новым считается автомобиль, с момента выпуска которого прошло не менее трех лет. На прошлой неделе ("Бизнес" писал об этом 13 мая) министр промышленности и энергетики Виктор Христенко сообщил, что новыми будут считаться автомобили до одного года. Вчера эта информация подтвердилась. С точки зрения госрегулирования, такое решение не совсем логично, поскольку оно приведет к понижению сборов от импорта подержанных автомобилей возрастом от одного года до пяти лет. От него могут пострадать и импортеры новых автомобилей, которым придется столкнуться с ценовой конкуренцией со стороны относительно свежих, годовалых автомобилей, которые в случае понижения пошлин на их ввоз буквально хлынут в страну. В связи с этим весьма вероятно, что власти, сказав "а", не торопятся произносить "б", а именно: "омоложение" подержанных автомобилей будет сопровождаться одновременным повышением таможенных пошлин на их ввоз. Вот тогда вся система обретает стройность: новые автомобили (до одного года) - одна ставка, устраивающая импортеров и производителей; подержанные машины от одного года до пяти лет - другая, до некоторой степени устраивающая население, но не дающая наводнить Россию почти новыми машинами из-за рубежа; наконец, третья ставка - для автомобилей старше пяти лет, которые фактически становятся "невъездными". Интересно посмотреть, сможет ли правительство выполнить намеченное и как быстро: долгое обсуждение предыдущего повышения пошлин в 2002 году привело к тому, что рынок оказался под завязку забит подержанными машинами, завезенными заранее, что не замедлило отрицательно сказаться на объемах продаж отечественных автозаводов.

Деловая газета "Бизнес"