20.05.2005

Кино дороже, чем вино и домино



ИРИНА ДРЕМИНА

20 мая 1895 года в Нью-Йорке состоялся первый коммерческий просмотр фильма. Так изобретение братьев Люмьер положило начало мировой индустрии кинопроката, перспективы которой в ближайшую пятилетку оцениваются в $100 млрд в год. Свой вклад в эту сумму внесет и российский кинозритель.
Первым фильмом, за просмотр которого с посетителей взяли по 25 центов, был четырехминутный ролик о боксерском поединке Янга Гриффо и Чарлза Барнетта. Кинопоказ был проведен в 1895 году на Бродвее в Нью-Йорке. Коммерческий потенциал демонстрации фильмов произвел впечатление на современников: за первые дни билетов продали на $120, а посетили кинозал около 500 человек. Инициативу американцев подхватила Европа: несколько месяцев спустя платные показы фильмов состоялись в Берлине и Париже. А еще через семь лет, в 1902 году, в США открылся первый в мире настоящий кинотеатр L. А. Electric Theatre.
С тех пор мировой кинопрокат рос в геометрической прогрессии и превратился в современную индустрию с миллиардными прибылями. Его стремительное развитие прерывалось трижды, но ненадолго. Начало 50-х предложило зрителям альтернативу - телевидение, начало 60-х - цветное телевидение, а конец 70-х - домашнее видео. Из всех трех кризисных периодов кинопрокат вышел с честью, создав такие условия демонстрации фильма, какие не сделаешь ни в одной квартире: огромный экран, высококачественное изображение, стереоэффекты.
Любопытно, что кризисы кинопроката в нашей стране и в мире не совпадали. В 60-х советский зритель безмятежно ходил в кино, поскольку цветные телевизоры, наносившие такой ущерб кинотеатрам в США, были практически недоступны. Видеомагнитофоны в начале 70-х наших граждан также не беспокоили. Наш отечественный мегакризис, который практически погубил российский кинопрокат, начался в конце 80-х. Если в советские времена люди посещали кинотеатры в среднем 19 раз в год, то в 1988-1991 годах этот показатель был практически равен нулю. На экономический развал и отсутствие фильмов наложилось то, что до нас наконец дошел "видеомагнитофонный кризис" 70-х. Кинотеатры, которые были не в состоянии конкурировать с видеосалонами, превращали свои помещения в автосалоны и магазины. Глубочайший кризис продолжался почти десятилетие. Ситуация стала меняться совсем недавно. Первый кинотеатр мирового уровня появился в Москве только в 1997 году. С этого времени кинопрокат демонстрирует впечатляющий рост. Если в 1999 году доходы от продажи билетов во всех кинотеатрах России составляли смешную, по мировым меркам, цифру $17 млн, то в 2001 - уже $50 млн, в 2003 - $200 млн. Показатели прошлого года - $270 млн, по прогнозам, будут с легкостью побиты в этом году. Во многом этому способствуют массированные инвестиции в кинопрокат и возрождение отечественного кассового кино - новейшая история российского кино делится на период до "Ночного дозора" и после него.
До этого фильма инвесторы вкладывали деньги в кинопроизводство, но в основном чтобы их отмыть. Сейчас появилась реальная возможность вернуть средства вполне законным способом. Например, как показал недавно "Турецкий гамбит", правильно сделанный фильм может собрать в кинотеатрах более $18 млн.
Но и это далеко не предел: по прогнозам экспертов, Россия вместе со странами Азии, Латинской Америки, Европы и Центрального Востока представляет собой кинорынки, которые будут расти в ближайшие годы наиболее интенсивно.


Деловая газета "Бизнес"