Stolychnaya станет московской. Ее производство переносят на ЛВЗ "Кристалл"Как стало известно "Ъ", владелец водочного товарного знака в России Stolychnaya федеральное казенное предприятие "Союзплодоимпорт" ведет переговоры с руководством московского завода "Кристалл" о переносе производства этой марки на столичное предприятие. В самом ФКП говорят, что смена производителя приведет к росту продаж Stolychnaya. Однако, по оценкам ряда экспертов, истинная цель "Союзплодоимпорта" — усиление влияния на деятельность "Кристалла" накануне продажи госпакета акций предприятия. По информации "Ъ", руководство ФКП, а также эксклюзивный дистрибутор Stolychnaya группа "Алкомир" уже провели первый раунд переговоров с руководством "Кристалла" и ФГУП "Росспиртпром" (владеет 51% акций московского предприятия). Как отметил источник "Ъ" на заводе, выпуск Stolychnaya на предприятии может начаться в середине лета. Планируется, что к концу года объем производства составит 300 тыс. дал в месяц. Сейчас этот показатель не превышает 100 тыс. дал, что в денежном выражении составляет около $3-3,5 млн. Глава "Кристалла" Александр Романов отказался комментировать эту информацию. Молчит пока и главный акционер завода — ФГУП "Росспиртпром". Однако в ФКП "Союзплодоимпорт" факт достижения договоренностей подтверждают. В ФКП не исключили, что вслед за Stolychnaya на "Кристалл" переедет Moskovskaya, Starka, Pertsovka. В конце 2001 года после судебных разбирательств между Минсельхозом и группой SPI более 40 водочных товарных знаков (Stolychnaya, Moskovskaya, Russkaya и др.) марки были перерегистрированы на Российскую федерацию в лице Минселъхоза, а чуть позже переданы ФКП "Союзплодоимпорт". Сейчас SP1 контролирует продажи водочных марок за рубежом, а ФКП — внутри России. Общая стоимость только двух брэндов Stolychnaya и Moskovskaya, по данным Счетной палаты, составляет $400 млн. Год назад ФКП подписало трехсторонний договор на десять лет с компанией "Алкомир" и группой ОСТ (Черноголовка). Согласно этому документу, "Алкомир" получил от ФКП право на эксклюзивную дистрибуцию водок (помимо Stolychnaya речь шла о Moskovskaya, Russkaya, Starka, Pertsovka), а ОСТ — право на производство этих марок. Чтобы перенести производство на "Кристалл", стороны внесли изменения в соглашения, согласно которым ОСТ будет производить Stolychnaya исключительно для экспортных целей (сейчас это порядка 200 тыс. дал в год). В самом ОСТе к потере казенных водок отнеслись спокойно. "Производственные мощности "ОСТ-Алко" не пострадают. Мы спокойно найдем им замену",— заявила гендиректор торгового дома "Черноголовский" (входит в группу ОСТ) Татьяна Пекарева. По словам гендиректора ФКП Владимира Логинова, ""Союзплодоимпорт" удовлетворен сотрудничеством с черноголовским заводом". "Но "Кристалл" хорошо всем известен, и мы считаем, что переход на московское предприятие принесет пользу Stolychnaya",— объясняет он. При этом в ФКП заявляют, что просто переносом дело не ограничится, и Stolychnaya ждет ребрэндинг. Мнение экспертов относительно эффекта от переноса марки разделились. "Для продукта это очень хорошо,— считает гендиректор "Кристалл-Лефортово" Виктор Алексеев.— Чтобы ни говорилось, для потребителя существует разница между "Кристаллом" и ОСТом". "Продукт вперед тянет имя производителя. А если это имя — московский "Кристалл" — это уже 50% успеха",— согласен Вениамин Грабар, совладелец холдинга "Ладога". Однако другие операторы рынка были более осторожны в своих прогнозах. "В сегменте водок дешевле 85 рублей потребитель помимо цены действительно уделяет очень много внимания имени производителя,— говорит глава компаний "Традиции качества" Андрей Осипов.— Но Stolychnaya находится в более дорогом сегменте, а там покупатель уже ориентируется на брэнд". "Для Stolychnaya место производства не играет такой роли, как для других водочных брэндов, исходно эта водка производилась сразу на нескольких предприятиях. Теоретически какой-то эффект от переноса будет, но ждать серьезного роста продаж вряд ли стоит",— считает директор по маркетингу компании "Русский алкоголь" Вадим Касьянов. Впрочем, скорее всего, повышение привлекательности Stolychnaya в глазах потребителя — не единственная задача ФКП. В неофициальных беседах эксперты указывают на то, что за счет казенных марок влияние "Союзплодоимпорта" на "Кристалл" возрастет. Как уже писал "Ъ" (см. номер от 1 февраля), весной основной партнер ФКП компания "Алкомир" договорилась о слиянии с компанией "Винэксим", являющейся крупнейшим дистрибутором "Кристалла" и владельцем водки "Путинка". Сейчас больше половины от объема производства "Кристалла" (600-800 тыс. дал в месяц) приходится именно на "Путинку". Теперь в ассортименте альянса "Алкомира" и "Винэксима" появятся еще несколько сильных брэндов, которые будут разливаться на "Кристалле". По оценкам экспертов, в свете грядущей приватизации ФГУП "Росспиртпром", это означает, что ФКП в том или ином виде постарается принять участие в борьбе за крупнейшее предприятие отрасли. Дмитрий Добров, Роман Овчинников, КоммерсантЪ YARMARKA.NET |