Первые туристы не пилиИРИНА ДРЕМИНА 17 мая 1861 года первое в мире туристическое бюро, принадлежавшее миссионеру Томасу Куку, отправило туристическую группу в зарубежную поездку из Лондона на торгово-промышленную выставку в Париж. Так родился массовый международный туризм - самый распространенный и доходный сегодня вид бизнеса на любви человека к перемене мест. До Томаса Кука туризм представлял собой индивидуальные путешествия обеспеченных людей туда, куда им было нужно,- то есть туризмом не являлся. Томас Кук был первым туроператором для массового потребителя. Свою первую массовую туристическую поездку миссионер Томас Кук организовывал не развлечения ради, а "пользы для": для проповедования здорового образа жизни без курения и пьянства. В 1841 году он нанял поезд, чтобы отвезти членов организованного им общества трезвости на съезд ассоциации трезвенников южных графств Центральной Англии. Поездка была успешной, и Томас Кук, подсчитав, какую выгоду могут принести подобные путешествия, решил поставить массовый туризм на профессиональные рельсы. Рецепт успеха "по Куку" был прост: массовость обеспечивает одновременно низкие цены, относительную безопасность и разнообразную программу. Первые поездки Кука были тематическими. Они посвящались творчеству Вальтера Скотта и Роберта Бернса. Затем стало очевидно, что путешествовать можно и исключительно ради самих путешествий. Идея пришлась крайне ко времени: благодаря стараниям профсоюзов в начале 40-х годов XIX века у английских рабочих впервые появилось право на отпуск. Кук предложил труженикам, растерявшимся от непривычного обилия свободного времени, провести его с пользой в путешествиях по просторам родины. Цены Кук старался держать на приемлемом для массового клиента уровне. Это ему удавалось благодаря хорошим контактам с менеджментом железных дорог и отелей, которым он обеспечивал приток клиентов. Некоторые организованные им поездки носили благотворительный характер. Томас Кук ездил по стране и организовывал клубы для рабочих. Регулярно внося небольшую плату, член клуба получал то, что мы сейчас бы назвали туристической путевкой: железнодорожный билет, проживание в гостинице и питание. Безопасность поездки Кук обеспечивал собственной персоной - он лично сопровождал своих клиентов, разрешая все возникающие по дороге бытовые вопросы. Многие из клиентов Кука путешествовали по железной дороге впервые, переживали за свое здоровье, сохранность багажа и нуждались в поддержке такого бывалого человека. Несколько позже для спокойствия клиентов Томас Кук придумал дорожные чеки. Эту идею сумел воплотить его сын и наследник Джон Кук. Томас Кук также одним из первых начал издавать туристические путеводители, в которых он не только рассказывал о красотах и достопримечательностях городов и стран, но и не забывал предупредить о возможных опасностях незнакомых для туристов мест. После успешной поездки в Париж в 1861 году Кук начал осваивать и другие зарубежные маршруты, сперва по Европе, а затем в Америку и Индию. Одним из первых американских клиентов Кука, совершивших путешествие по Европе, стал Марк Твен. Туристическое агентство Томаса Кука процветало как при жизни, так и после его смерти в 1892 году. Оно было пионером, а потому абсолютным монополистом рынка. Сейчас на рынке работают тысячи туристических агентств, но брэнд "Томас Кук" до сих пор не потерял своей известности. Деловая газета "Бизнес" |