16.05.2005

Украина встала в очередь за бензином. Власти винят в нефтяном кризисе российские компании



На прошлой неделе кабинет министров Украины увеличил предельные розничные цены на горючее и предложил разработать формулу расчета цен на нефтепродукты в зависимости от мировых цен на нефть. Однако это решение оказалось запоздалым – на многих АЗС прекращена продажа отдельных марок горючего. По мнению экспертов, в мае дефицит нефтепродуктов на АЗС составит до 50 тыс. тонн. Российские нефтяники объясняют его снижением переработки нефти в апреле из-за остановки на плановый ремонт Лисичанского и Херсонского НПЗ, а украинские власти – прекращением поставок нефти из России.
В конце прошлой недели министерство экономики Украины внесло изменения в свой приказ об установлении предельных цен на нефтепродукты до 1 июня, повысив максимальные цены на дизельное топливо и бензин на 1,4-8,7%. Однако это не помогло – почти на всех заправках ощущается дефицит бензина марок Аи-95 и Аи-92, на многих АЗС продажа осуществляется лишь по безналичному расчету, а на отдельных АЗС бензин не реализуется вообще. Вчера возле заправок выстроились очереди. В Днепропетровске на АЗС в свободной продаже бензин Аи-95 вообще отсутствует и реализуется только по талонам.

Как сообщил министр топлива и энергетики Иван Плачков, по поручению премьер-министра создана рабочая группа, в состав которой входят представители власти и украинских НПЗ. Группа займется разработкой формулы цен на нефтепродукты с учетом мировой стоимости нефти. По мнению господина Плачкова, расчет цен по подобной формуле позволит сбалансировать факторы, влияющие на ценовую ситуацию на рынке нефтепродуктов, а также избежать резких колебаний цен.
Но дефицит горючего и скачок цен на ГСМ в ближайшее время, по-видимому, неизбежны. Нехватка топлива объясняется в первую очередь сокращением переработки нефти в апреле – на 23,5% по сравнению с мартом и на 15,2% по сравнению с апрелем 2004 года. Херсонский НПЗ (входит в НК "Альянс") останавливался на ремонт; Лисичанский НПЗ (контролируется ТНК-BP), планировавший закончить ремонт 10 мая, продлил его до 25 мая. "Запасы были сформированы до 14 мая,– комментирует директор департамента по связям с общественностью компании 'ТНК-Украина' Ирина Ковальчук.– Поэтому сейчас мы испытываем дефицит ресурсов и стараемся обеспечить прежде всего свои 50 АЗС. Многие джобберы, а это около 1110 АЗС, ищут другие источники поставок".
Между тем премьер-министр Украины Юлия Тимошенко нашла причины топливного кризиса – прекращение поставок российской нефти. В субботу она обвинила Россию в том, что она в течение пяти дней блокирует поставки, хотя все контракты Украина оплатила. "Россия заставляет находить нетрадиционные пути. Ведь на пять дней нам отключили прокачку нефти, хотя все контракты были проплачены. И все соглашения в порядке",– заявила премьер-министр. "Это похоже на осознанное прекращение поставок нефти на Украину",– сказала она (о других заявлениях украинского премьера см. на стр. 10).
В российских нефтяных компаниях уверяют, что не прерывали поставок нефти на Украину. После выступления Юлии Тимошенко такие заявления сделали, в частности, представители ЛУКОЙЛа, ТНК-BP и "Татнефти". Пресс-служба ТНК-BP признала, что объемы поставок в связи с ремонтом Лисичанского НПЗ сокращены, однако поставки продолжаются. Вице-президент "Транснефти" Сергей Григорьев сказал Ъ, что заявление Юлии Тимошенко говорит о ее некомпетентности в данном вопросе. "Из-за остановки на ремонт украинских заводов объемы поставок нефти сократились, а мы не можем прокачивать нефть по капле в день,– объяснил он.– Существуют технологические нормы, такие как коэффициент заполнения трубы. Поэтому мы в течение пяти дней накапливаем определенный объем нефти в резервуарном парке. Потом накопленная партия нефти прокачивается, и снова начинается накопление. График поставок определяется помесячно, и Украина получит нефть в полном соответствии с подписанными контрактами. Ни одна компания не отказалась от своих обязательств, все графики будут выполнены". Ъ будет следить за развитием событий.

ОЛЕГ Ъ-ГАВРИШ, АНДРЕЙ Ъ-ЮХИМЕНКО, Киев

КоммерсантЪ