14.05.2005

Метро выходит из-под земли. Завтра Московскому метрополитену исполняется 70 лет



Завтра Московскому метрополитену исполняется 70 лет. В связи с этим начальник столичного метрополитена Дмитрий Гаев рассказал вчера о ближайших планах расширения московской подземки: уже в этом году будут открыты новые станции легкого метро в районе строящегося центра "Москва-Сити", а через несколько лет метро соединится с малым кольцом Московской железной дороги. Правда, железнодорожники не разделяют энтузиазма метростроевцев, а запуск легкого метро в Бутове обернулся скандалом.

Постановление о начале строительства метрополитена в Москве было принято в июне 1931 года на пленуме ЦК ВКП(б). В том же году была заложена первая шахта на опытном участке на Русаковской улице. Для общего пользования метро открыли 15 мая 1935 года. Движение началось от станции "Сокольники" до станции "Охотный ряд" и далее по разветвлению – до станций "Парк культуры" и "Смоленская". Сейчас в московском метро 170 станций, протяженность его линий составляет 176 км.

По словам начальника московского метро Дмитрия Гаева, у московского метро есть ряд серьезных проблем. Метрополитен рассчитан на безопасную и комфортную перевозку 6,5 млн пассажиров, "однако сегодня в будний день столичная подземка перевозит 8,3-8,5 млн пассажиров ежесуточно, а во время пиковых нагрузок это количество может достигать и 9 млн человек, поэтому сегодня приходится 'терять в комфорте'",– рассказал вчера господин Гаев журналистам. Он считает, что для решения этой проблемы следует перераспределить пассажиропотоки за счет использования малого кольца Московской железной дороги, которое будет стыковаться с восемью станциями метро. "Если удастся преодолеть все бюрократические препоны, то в течение двух-четырех лет этот проект может быть реализован",– заявил господин Гаев. Однако в московском филиале ОАО "Российские железные дороги" его оптимизма не разделяют и ни о каких сроках не говорят. "Метрополитен и Московская железная дорога ведут поиски путей сотрудничества, но документально подтвержденного представления, как будет функционировать железнодорожное кольцо, пока еще не существует,– заявила Ъ пресс-секретарь Московской железной дороги Наталья Пашкалова.– Пока лишь идут согласования и переговоры сторон на эту тему".

Более определенные планы у метростроевцев – в отношении строительства легкого метро. Уже в этом году планируется открыть станцию "Международная" в районе центра "Москва-Сити". Однако новым видом транспорта довольны далеко не все москвичи. В минувший четверг в Мещанском суде Москвы прошли предварительные слушания по иску группы жителей Южного Бутова к Московскому метрополитену (Ъ писал об этом вчера), которые требуют закрыть или перестроить Бутовскую линию легкого метро, поскольку шум поездов создает им "невыносимые условия для жизни". "В Южном Бутове в жилых зданиях и в отдельных квартирах уровень шума действительно несколько превышает санитарные нормы,– признался вчера господин Гаев.– Мы уже начали проводить обследование этих домов и квартир и примем все меры по снижению шума".

Усложнит жизнь пассажиров метро и ремонт нескольких станций: уже завтра до следующего года закроют станцию "Семеновская", а в конце августа продолжат ремонтировать станцию "Маяковская", закрыв один из выходов из метро.

А завтра московское метро отметит свой юбилей тем, что по Сокольнической линии будет курсировать ретро-поезд – копия первого поезда 1935 года. Кроме того, начиная с завтрашнего дня в течение двух недель названия станций метро будут объявляться голосами известных актеров: Сергея Юрского, Константина Райкина, Михаила Ширвиндта, Людмилы Гурченко и других.

ИВАН Ъ-БУРАНОВ

КоммерсантЪ