Рубль крепчает не по плану
ТАТЬЯНА КРУПИНА
Вопреки прежним правительственным прогнозам, рубль в этом году может укрепиться более чем на 8%. Об этом сообщил вчера первый зампред Центробанка Алексей Улюкаев. В соответствии с этим прогнозом экспортерам следует готовиться к незапланированным убыткам, а импортерам - потирать руки в предвкушении большей прибыли.
Говоря о планах Центробанка по борьбе с высокой инфляцией, Алексей Улюкаев особенно старался подчеркнуть, что ЦБ будет действовать аккуратно. Набор механизмов, которыми ЦБ может пользоваться в нынешних условиях для удержания инфляции, не столь уж велик: повышение процентной ставки и укрепление рубля. Первый способ приведет к росту притока денег из-за границы, что в конечном итоге также подстегнет инфляцию. Второй же способ чреват дальнейшим снижением конкурентоспособности российского экспорта. Осознавая недостатки обоих методов, Улюкаев был предельно осторожен в высказываниях. Он отметил, что "лекарство может быть хуже болезни", и заявил, что на сверхнормативное укрепление Банк России может пойти только "при определенных обстоятельствах", суть которых отдельно не пояснил.
С начала года рубль уже укрепился примерно на 4,7%. По мнению аналитика компании "Тройка Диалог" Антона Струченевского, у ЦБ при желании есть все возможности удержать укрепление рубля в границах не более 8%. Но если даже реальный эффективный курс рубля повысится на 9%, то это будет безопасно для экономики. В особенности если в последующие годы темпы укрепления снизятся. Другие аналитики не так оптимистичны, опрос "Бизнеса" показал, что большинство из них считают, что было бы лучше, если бы укрепления не было. При повышении реального эффективного курса рубля проблемы будут у всех несырьевых экспортных секторов и у внутренних товаропроизводителей, конкурирующих с импортом.
Что же касается инфляции, то, по словам Улюкаева, ЦБ пока свой прогноз "официально не меняет". Из этого, очевидно, следует, что неофициальные прогнозы уже есть, просто обществу о них не рассказывают. Их не может не быть: если апрельская инфляция, как с видимой неохотой признался Улюкаев, составит 1%, то накопленный с начала года прирост цен приблизится к 6,4% - это три четверти годовой нормы. Минэкономразвития тем временем обнародовало еще более высокие цифры: 1,2% за апрель, 6,6% с начала года. Так что центробанковские 8,5% - это всего лишь пустышка. Чтобы удержаться в запланированных рамках, плановые показатели месячной инфляции должны колебаться между 0,2 и 0,3%, что на практике соблюсти нереально.
Основные надежды на падение темпа прироста цен связаны с возможным сезонным удешевлением продуктов питания, прежде всего фруктов и овощей. Расчет на овощи очень явно прозвучал в речи зампреда ЦБ, что было несколько неожиданно: все же рынок провизии обычно находится вне сферы интересов ЦБ. Но поскольку инфляция в последнее время приобрела преимущественно немонетарный характер, то и корректировать ее придется прежде всего немонетарными способами, именно поэтому зампред ЦБ не назвал ни одной внятной меры по борьбе с инфляцией.
Пока что фрукты с овощами лишь дорожают: к 18 апреля, по данным МЭРТ, цены на них с начала года увеличились на 28,8% против примерно 10% годом ранее. А в общем, конечно, нельзя назвать благополучной экономику, где так много зависит от овощей.
Деловая газета "Бизнес"