15.04.2005

Христенко закручивает гайки. Иномарки станут на треть российскими



Андрей Лемешко

Вчера Минпромэнерго объявило, на каких условиях иностранцы смогут открывать сборочные автозаводы. Вместе с отменой пошлин на импорт автокомплектующих министерство предлагает обязать производителей использовать не менее 30% местных автокомплектующих в сборке автомобилей. Это позволит уже через пять лет собирать в России 800-900 тысяч иномарок, что сопоставимо с производством российского автопрома.

Правила игры
Глава Минпромэнерго Виктор Христенко вчера озвучил, на каких условиях иностранцы смогут открывать сборочные автозаводы. В течение полутора лет зарубежные концерны должны наладить линии по окраске, сварке и сборке автомобилей. Мощность конвейеров должна составлять не менее 25 тысяч автомобилей в год. Для производителей, начинающих работу с чистого листа, срок налаживания сборочных конвейеров будет увеличен.

На втором этапе, по словам Христенко, автопроизводители обязаны увеличить долю российских комплектующих в собираемых иномарках. Через 3,5 года после начала производства эта доля должна быть не менее 10%, через 5 лет - увеличиться еще на 10% и через 6 лет -составлять уже 30%. 'Таким образом, мы добьемся того, что достаточно большой объем комплектующих будет производиться в России', - сказал Христенко. По его словам, документ будет утвержден правительством в ближайшие дни.

Глава Минпромэнерго рассчитывает, что эти меры позволят уже к 2010 году увеличить в России сборку иномарок до 800-900 тысяч штук (в 2004 году - 128 тысяч), сравнявшись с производством российских автомобилей.

У экспертов более скромные оценки. Денис Нуштаев из ИК 'Метрополь' считает, что к 2010 году в России будет собираться не больше 750 тысяч иномарок, поскольку иностранные автоконцерны будут на первых порах осторожно выходить на местный рынок, начиная с небольшого производства.

Полумера
Недовольны также и российские производители автозапчастей. Президент Объединения автопроизводителей России
Евгений Левичев считает план, представленный Минпромэнерго, полумерой, которая не обеспечит развитие российских производителей комплектующих, дав им только возможность оставаться 'на плаву'. 'Мы считаем, что доля местных комплектующих должна составлять в сборке не менее 50%', - говорит Левичев. Это обеспечило бы не только выживание российских производителей комплектующих, но и мощный стимул для их развития. Впрочем, Минпромэнерго обещает, что к 2010 году объем российского автомобильного рынка вырастет с нынешних 16 млрд. долларов до 31 млрд. долларов, что приведет к пропорциональному росту смежных отраслей.

Представитель СП 'Автофрамос' (с апреля собирает в Москве автомобили Renault Logan) Ванесса Леви говорит, что требования по локализации сборки не остановят западных производителей, которые сами заинтересованы в сокращении затрат за счет привлечения местных поставщиков комплектующих.

Как отменяли пошлины
Отменить пошлины на импорт комплектующих для промышленной сборки автомобилей Минэкономразвития предложило еще в прошлом году. Тем самым министерство рассчитывало привлечь в Россию зарубежные автоконцерны. Но российские автопромышленники выступили с критикой обнуления пошлин. Объединение автопроизводителей России (ОАР) посчитало, что отмена пошлин приведет к потере более ста тысяч рабочих мест в сфере производства комплектующих. Чтобы этого не произошло, ОАР предлагало увязать отмену пошлин с обязательствами по увеличению использования отечественных комплектующих на размещаемых в России сборочных производствах. Премьер-министр Михаил Фрадков подписал в конце марта постановление, по которому пошлины на автокомпоненты снижаются с нынешних 13-15 до 3%, причем по большинству позиций они будут отменены полностью.

Газета