Отписок не будет, если к чиновникам приставить инспекторов, считают в ЦСРОльга Проскурнина Центр стратегических разработок (ЦСР) нашел способ бороться с нерадивыми чиновниками, которые отвечают отписками в ответ на претензии граждан и организаций. Эксперты предлагают создать при министерствах независимые апелляционные коллегии и побудить граждан объединяться в общества потребителей госуслуг. Граждане и компании могут обжаловать действия чиновников в суде либо в вышестоящих инстанциях. Но суды работают слишком медленно, а система жалоб абсолютно неэффективна, констатирует эксперт ЦСР Владимир Южаков: В ответ люди обычно получают отписки от чиновников через несколько месяцев. ЦСР хочет, чтобы система досудебного обжалования чиновничьих решений работала так же, как и системы защиты прав потребителей. Если человеку продали некачественные туфли, он не жалуется в министерство, а возвращает их в магазин и получает взамен хорошую обувь или деньги, поясняет Южаков. При каждом министерстве можно создать независимые апелляционные коллегии, а интересы получателей госуслуг должны представлять общественные организации по аналогии с Конфедерацией обществ потребителей (КонфОП). Хорошая идея: у государства и общества появился бы субъект ведения переговоров, который к тому же мог бы проводить опросы потребителей, говорит директор департамента Минэкономразвития Андрей Шаров. В зарубежной практике функции апелляционных коллегий выполняют административные судьи внутри ведомств. В состав апелляционной коллегии могут войти представители клиентов госучреждений, добавляет ректор Высшей школы экономики Ярослав Кузьминов. А вот создавать отдельную ассоциацию потребителей госуслуг неразумно, говорит он, с этим справится и КонфОП. далее... Ведомости |