05.04.2005

Отписок не будет, если к чиновникам приставить инспекторов, считают в ЦСР



Ольга Проскурнина

Центр стратегических разработок (ЦСР) нашел способ бороться с нерадивыми чиновниками, которые отвечают отписками в ответ на претензии граждан и организаций. Эксперты предлагают создать при министерствах независимые апелляционные коллегии и побудить граждан объединяться в общества “потребителей госуслуг”.

Граждане и компании могут обжаловать действия чиновников в суде либо в вышестоящих инстанциях. Но суды работают слишком медленно, а система жалоб абсолютно неэффективна, констатирует эксперт ЦСР Владимир Южаков: “В ответ люди обычно получают отписки от чиновников через несколько месяцев”.

ЦСР хочет, чтобы система досудебного обжалования чиновничьих решений работала так же, как и системы защиты прав потребителей. “Если человеку продали некачественные туфли, он не жалуется в министерство, а возвращает их в магазин и получает взамен хорошую обувь или деньги”, — поясняет Южаков. При каждом министерстве можно создать независимые “апелляционные коллегии”, а интересы получателей госуслуг должны представлять общественные организации по аналогии с Конфедерацией обществ потребителей (КонфОП). “Хорошая идея: у государства и общества появился бы субъект ведения переговоров, который к тому же мог бы проводить опросы потребителей”, — говорит директор департамента Минэкономразвития Андрей Шаров. В зарубежной практике функции апелляционных коллегий выполняют административные судьи внутри ведомств. В состав апелляционной коллегии могут войти представители “клиентов” госучреждений, добавляет ректор Высшей школы экономики Ярослав Кузьминов. А вот создавать отдельную ассоциацию потребителей госуслуг неразумно, говорит он, — с этим справится и КонфОП.


далее...

Ведомости