05.04.2005

Индульгенция для рейдера. Правительство Москвы меняет порядок переноса предприятий в промзоны



НИКОЛАЙ ДЗИСЬ-ВОЙНАРОВСКИЙ, ПАВЕЛ ПРЯНИКОВ, МАРГАРИТА ФЕДОРОВА

Московские власти выстраивают новую линию обороны в войне с рейдерами, захватывающими столичные предприятия ради земли, на которой те расположены. С апреля изменен регламент прохождения документов при оформлении переноса предприятия на другую территорию. Теперь новые собственники должны доказать, что действительно собираются развивать предприятие на новом месте, либо заплатить Москве выкуп за его ликвидацию.

Как известно, принятая мэрией Москвы программа "Пром Сити Москва" предусматривает оптимизацию территориального размещения промышленности в городе - иными словами, все заводы должны быть перенесены в окраинные промышленные зоны. Мэрия рассчитывает управиться с их переносом до 2020 года при инвестициях в $11 млрд. Обкатка проекта началась в "Пром Сити Москва-Север" - зоне в 320 га в Молжаниновском районе. Полностью "заселить" эту территорию офисами и предприятиями планируется за семь лет при инвестициях на сумму $4,8 млрд. Однако, как признает само московское правительство, в реализации проекта возникли первые трудности.
"Уже были случаи, когда инвесторы получали площадку под перебазирование производства, после чего площадка у них оставалась, а производство исчезало навсегда",- заявил вчера министр правительства Москвы, руководитель департамента науки и промышленной политики Евгений Пантелеев. Чтобы хоть как-то противодействовать рейдерам, мэрия с апреля ввела в действие новый регламент оформления документов на перенос предприятий. Теперь инвестор должен подготовить технико-экономическое обоснование перебазирования предприятия на конкретную площадку и начать подготовку места под перенос. Только после того как Мосэкспертиза убедится, что инвестор действительно намерен развивать завод на новом месте, а не ликвидировать его, он получит разрешение на перебазирование производства.
"Однако мы должны честно признать, что иногда предприятия нужно закрывать, поскольку они находятся в плачевном состоянии",- продолжает Пантелеев. Он признает, что сегодня в столице насчитываются "десятки лежачих предприятий", которые уже не возродить. И предлагает выход: инвесторы все-таки могут получить право ликвидировать "лежачее" предприятие и получить землю в свое полное распоряжение, заплатив откупные московскому правительству. Евгений Пантелеев не стал называть конкретные суммы такого "выкупа", сообщив лишь, что они зависят от данных по рентабельности организации и ее платежам в бюджет в течение нескольких лет. "Эту компенсацию город использует на создание новых производств по своему усмотрению",- заверил Пантелеев. Тем самым мэрия фактически признала, что бороться с рейдерами можно единственным способом - заставить их платить выкуп.
Адвокат Ольга Новикова, член Московской коллегии адвокатов, консультировавшая несколько столичных заводов по выкупу ими собственной земли, полагает, что такая инициатива московских властей является очередным их самоуправством. "С таким законом должно выходить федеральное правительство. В МЭРТ только идет подготовка соответствующих документов. И действительно, по задумке ведомства Грефа смена профиля предприятия приведет к тому, что оно должно будет выплатить за собственность на землю 100% кадастровой стоимости. А если сохранит профиль - только 16%",- комментирует Новикова.
Большинство заинтересованных участников рынка пока не могут дать экономическую оценку новой программе столичного правительства. "В целом мы поддерживаем инициативу московских властей,- заявил заместитель председателя правления банка "Визави" Антон Белобжеский.- Но говорить о целесообразности этих нововведений стоит только после того, как они начнут применяться". По словам Романа Чепцова, директора по развитию ABN Realty, новый регламент оформления документов на перенос предприятий из Москвы является своего рода подготовкой к разрешению выкупа земельных участков. "Московские власти всегда пытались заработать на земле, на недвижимости. Для инвесторов подобное нововведение означает дополнительные затраты по вхождению в проект, но оценить их объемы, не зная методики расчета откупной правительству, пока трудно. Ясно одно: любой механизм, который не имеет с рынком ничего общего, вряд ли окажет положительное влияние на его развитие. В частности, необходимость подготовки технико-экономического обоснования переноса предприятий еще больше повысит уровень забюрократизированности всего процесса",- уверен он.

Всего в Москве насчитывается порядка 1200 промышленных предприятий. Среди них, по оценкам Управления столичного правительства по экономической безопасности города Москвы, эффективно работающих (дающих 95% всех налоговых поступлений от городской промышленности), нерентабельных и «середнячков» примерно поровну. В 2004 году управлением было рассмотрено 177 случаев, связанных с проблемами передела собственности: 72 - в торговле и сфере обслуживания, 48 - в легкой и пищевой промышленности, 26 - в научно-исследовательских организациях, четыре - в транспорте и связи, девять - в финансовом секторе, семь - в строительстве. За последние три года новые собственники ликвидировали пять предприятий пищевой промышленности, 20 - легкой и 15 машиностроительных заводов. При этом Москва потеряла 11 тыс. рабочих мест. Управление по экономической безопасности оценивает рентабельность бизнеса по банкротству столичных промышленных предприятий в 100-150%.

Деловая газета "Бизнес"