05.04.2005

Бензоколонки подключают к вертикали. Крупные нефтекомпании увеличивают долю на рынке ГСМ



Доля независимых сетей АЗС на российском рынке розничной торговли нефтепродуктами неуклонно снижается. Эксперты считают, что если антимонопольное законодательство не изменится, через несколько лет весь топливный рынок будет занят вертикально интегрированными нефтяными компаниями (ВИНК). Нефтетрейдерам, не связанным с ними, становится все сложнее побеждать на аукционах, где распределяются земельные участки под новые АЗС. А уже существующие заправки они вынуждены продавать тем же ВИНК – собственники нефтеперерабатывающих мощностей имеют возможность диктовать свои условия на рынке.

Нефтекомпании скупают АЗС
Самым ярким примером сложившейся ситуации являются мартовские аукционы по распределению земельных участков под АЗС в Санкт-Петербурге. Несмотря на протесты местных независимых нефтетрейдеров, 30 участков получил в аренду ЛУКОЙЛ, 5 – "Сибнефть", еще 1 участок достался Shell. Единственным независимым нефтетрейдером, выигравшим аукцион на пять участков, стала компания "Севзапнефть". По нескольким участкам торги так и не состоялись: в расчете на интерес крупных компаний городские власти завысили их начальную цену.

Такими же целями – привлечением крупных нефтяных компаний – руководствуются при распределении земли под АЗС практически все региональные власти. Определенная логика в этом есть: только ВИНК могут гарантировать серьезные инвестиции и в собственные АЗС, и в местную экономику. Их заправки по уровню сервиса и количеству услуг все больше приближаются к мировым стандартам и вносят, таким образом, свой вклад в имидж любого города или региона. Кроме того, крупные компании обеспечивают относительно надежное качество нефтепродуктов на своих заправках, чего нельзя сказать о мелких и средних независимых сетях АЗС и даже о некоторых франчайзинговых компаниях. Положительный экономический эффект от вхождения в ВИНК очевиден: по словам представителей нефтяных компаний, прибыль АЗС после перехода под флаги любой из ВИНК увеличивается на 15-20%. Связано это не только с появлением известного брэнда, но и с целым комплексом дополнительных услуг, которые по западному образцу развивают на своих заправках все крупные российские компании.

Впрочем, у этого процесса есть и отрицательные стороны: эксперты отмечают, что рынок розничной торговли ГСМ все больше монополизируется. Мелких (одна-две АЗС) торговцев практически не осталось, а средние и крупные постепенно скупаются ВИНК, которые и диктуют цены на топливо.

Еще несколько лет назад розничный рынок нефтепродуктов в России был более хаотичным. Крупные нефтекомпании интересовались им лишь потому, что им нужно было сбывать продукцию, производимую на входящих в их состав НПЗ. "Характерной тенденцией развития всех ВИНК на начальном этапе их развития являлось явное превалирование добычи нефти и ее экспорта над всеми остальными видами деятельности",– отмечает представитель "Роснефти" Владимир Воевода. Цены на топливо на внутреннем рынке были таковы, что экспорт нефти был намного выгоднее. Однако налоговая политика российских властей и постоянный рост экспортных пошлин заставили нефтяные компании поднимать цены и на внутреннем рынке.

"Сегодня рентабельность розничного рынка нефтепродуктов в России сопоставима с экспортом нефти и нефтепродуктов,– говорит пресс-секретарь 'Сибнефти' Алексей Фирсов.– Рост добычи при ограниченности экспортной инфраструктуры подразумевает необходимость и целесообразность расширения внутренней сбытовой сети". Пресс-секретарь ЛУКОЙЛа Дмитрий Долгов отмечает еще один фактор, сделавший розничный рынок перспективным для крупных компаний,– растущая автомобилизация населения. Отметим, что рост числа автомобилей в последние годы компенсируется увеличением количества вновь вводимых АЗС. К примеру, в Москве за последние девять лет количество автомобилей на одну АЗС остается практически неизменным – около 3,5 тыс. А исполнительный директор Российского топливного союза (РТС) Григорий Сергиенко (см. интервью с ним на этой же странице) добавляет, что низкое качество топлива, производимого на подавляющем большинстве российских НПЗ, не позволяет реализовывать нефтепродукты за рубежом, поэтому компаниям приходится искать рынки сбыта внутри России.


ФАС ограничивает конкуренцию
Первыми в сферу внимания нефтекомпаний попали регионы, где расположены их НПЗ. Скупить здесь заправки не составило труда: как правило, НПЗ являются бюджетообразующими предприятиями, поэтому региональные власти вынуждены так или иначе идти навстречу компаниям, которым они принадлежат. Кроме того, поставщик нефтепродуктов может диктовать свои условия всем игрокам рынка и создать такую ситуацию, что у независимых нефтетрейдеров не будет иного выхода, кроме как продать свои АЗС крупной компании по более или менее приемлемой цене. В итоге, по оценкам РТС, в регионах, где располагаются НПЗ, до 80% розничного рынка топлива контролируется собственником завода. Причем компании на этом не останавливаются, продолжая скупать заправки у оставшихся независимых трейдеров.

В ВИНК этого не скрывают: практически все опрошенные Ъ нефтяники согласились, что выбор региона для экспансии на розничный рынок нефтепродуктов зависит от его близости к собственным НПЗ. В "Сибнефти", например, отмечают, что именно приобретение доли в Московском НПЗ и значительный рост добычи привели к необходимости создания и развития собственной сети АЗС в Московском регионе. "Роснефть" также признает, что самое большое количество АЗС компании расположено в тех регионах, к которым ближе всего находятся перерабатывающие мощности компании,– на Дальнем Востоке (Комсомольский-на-Амуре НПЗ) и на юге России (Туапсинский НПЗ). "Не думаю, что в ближайшее время что-то в географии сбытовой деятельности 'Роснефти' может серьезно измениться,– говорит Владимир Воевода.– Мы по-прежнему будем развивать сеть АЗС в регионах, находящихся в непосредственной близости к ним".

Реальная конкуренция развита разве что в регионах, равноудаленных сразу от нескольких НПЗ. Там крупные компании вынуждены бороться между собой за рынок. Таким регионом является, например, Смоленская область. Представитель "Роснефти" рассказывает, что в этом регионе, где позиции компании традиционно сильны, ей приходится конкурировать с двумя ВИНК – ЛУКОЙЛом и ТНК-ВР. "Логику интереса обеих компаний к региону легко понять. Для ЛУКОЙЛа он обусловлен близостью перерабатывающих активов в Волгограде, а для ТНК-ВР – удобством и выгодой поставок нефтепродуктов с ее Рязанского НПЗ",– утверждает Владимир Воевода. Впрочем, наблюдения показывают, что на розничных ценах топлива такая конкуренция практически никогда не сказывается. Клиент завоевывается в основном количеством услуг и качеством топлива – на разных НПЗ оно может существенно отличаться.

При этом Федеральная антимонопольная служба (ФАС), призванная препятствовать образованию монополий, зачастую сама мешает развивать конкуренцию ВИНК. Так, чтобы повысить конкурентоспособность в удаленных от своих НПЗ регионах, компании иногда снижают цены для их дилеров – и попадают в сферу внимания ФАС, которая считает, что компания намеренно завысила цены в "своем" регионе. Именно в такую ситуацию попала в Омской области "Сибнефть": принадлежащий ей Омский НПЗ продавал удаленным от Омска дилерам топливо со скидкой на транспортные издержки. Однако омское управление ФАС видит эту ситуацию с другой стороны, полагая, что цены для омских дилеров необоснованно завышались. Точно за такие же нарушения был недавно наказан ЮКОС: компании пришлось выплатить $2,5 млн штрафа за то, что ее бензин в Красноярском крае, где расположен входящий в компанию Ачинский НПЗ, продавался дороже, чем в Новосибирской области, где ЮКОС конкурирует с "Сибнефтью".


Монополии идут в регионы
Существующий закон о конкуренции не позволяет ФАС ограничить присутствие компании на розничном рынке топлива отдельно взятой области или края, поскольку понятие регионального товарного рынка в нем описано недостаточно четко. Соответствующим этому определению можно считать лишь Россию в целом. Поэтому ФАС пока не вынесла ни одного постановления, обязывающего нефтяную компанию продать часть принадлежащих ей АЗС в регионе, в котором она занимает монопольное положение.

Тем не менее, чтобы не привлекать лишнего внимания ФАС, а также обеспечить себе гарантированный рынок сбыта нефтепродуктов, ВИНК до настоящего времени активно пользовались системой франчайзинга, предоставляя свой брэнд формально независимым от них сетям АЗС. Однако с развитием розничного рынка крупные компании стали все чаще отказываться от заключения таких договоров. Самая распространенная причина – завоз франчайзинговыми компаниями некачественного топлива на свои АЗС и продажа его под известной торговой маркой. "Франчайзинг является одной из возможных форм расширения рынка сбыта, и компания практикует заключение соответствующих контрактов,– говорит Алексей Фирсов.– Однако эта система имеет ряд недостатков, которые не позволяют рассматривать это направление в качестве приоритетного. Главный из них – отсутствие действенного механизма контроля со стороны компании за качеством реализуемых под брэндом 'Сибнефти' нефтепродуктов и оказываемых услуг. Кроме того, в настоящее время в компании разрабатывается программа под условным названием 'единый сервисный продукт', которая предусматривает одинаковые стандарты качества продукции и услуг на всех АЗС, работающих под брэндом "Сибнефти" в любой точке России. Высокий уровень требований к работе станций и недобросовестность некоторых партнеров иногда вынуждают компанию отказываться от существующих договоров франчайзинга. Более того, зафиксированы случаи, когда бывшие партнеры компании продолжают и после разрыва отношений использовать фирменный стиль 'Сибнефти'". Такая же ситуация складывается практически во всех крупных российских нефтяных компаниях.

Поэтому систему франчайзинга ВИНК в последнее время вынуждены заменять развитием собственных сетей АЗС и вкладывать инвестиции на покупку сетей АЗС или строительство новых. При существующем антимонопольном законодательстве доля ВИНК в общем количестве российских АЗС в ближайшее время будет только увеличиваться. Специалисты считают, что и инициативы ФАС по внесению изменений в закон о конкуренции ситуацию не изменят. По словам Григория Сергиенко, ограничение доли регионального рынка объемом 35%, которое предлагает ввести антимонопольная служба, не будет действовать, пока не будет четко определено само это понятие. А его предлагается описать не в законе, а в методических рекомендациях, которые всегда можно оспорить, опираясь на конституционную норму о едином экономическом пространстве. Поэтому доказать монопольное положение нефтяных компаний в отдельно взятых регионах не удастся еще долго.

АННА Ъ-СКОРНЯКОВА




КоммерсантЪ