05.04.2005

30 сторублевок Геворкяна



Компьютер По решению суда Максим Мошков, создатель и хозяин lib.ru, заплатит 3 тыс. российских деноминированных рублей писателю Геворкяну, поскольку факт публикации на lib.ru текстов нарушил авторские права последнего.

Максим – обладатель последней (2003 год) Национальной интернет-премии в номинациях «Литература» и «Веб выбирает вас», обладатель первого места в контентпроектах «Премии 10 лет рунет». Библиотеку Мошкова знают все, кто пользуется интернетом и читает книги на русском. В планы Максима Мошкова наживаться на живых (и ушедших) авторах не входит. Он платит скромное вознаграждение и по первой же просьбе правообладателя немедленно убирает текст с сервера. Прецедентов таких, кстати, немного, гораздо чаще литераторы, наоборот, хотят публиковаться в библиотеке. Проект не приносит прибыли, Максим зарабатывает на жизнь как высококвалифицированный программист.

Эдуард Геворкян другое дело. Он писатель. В том смысле, что писал и публиковал художественные тексты. Дать Геворкяну какие-либо дополнительные характеристики не могу, так как не знаком ни с ним, ни с его книгами.

В феврале 2003-го e-Style (есть в России такая IT-компания, ее возглавляет Вячеслав Рудников) затеяла создать сетевой сервис, предоставляющий за плату доступ к электронным текстам литературных произведений и аудиозаписям. За год работы выйти на самоокупаемость не смогли, хотя и собирались. В порядке компенсации спровоцировали суд над Мошковым, обвинив его от имени нескольких авторов в нарушении авторских прав.

Глупо быть в претензии к Рудникову. Бизнес есть бизнес, каждый ведет его как может, а высокий уровень культурного развития в число купеческих добродетелей не входит. Ничего страшного нет в том, что e-Style рассылает фантастически безграмотные пресс-релизы. Ничего страшного нет и в том, что год назад Рудников признался, что понятия не имеет, кто такой «Машков», а после объяснения закричал в трубку: «Он пират, только более старый, чем другие, на деревянной ноге, потрепанный в боях, но мы с ним разберемся, пойдем до конца».

Понимаю, как понимаю футболиста, пытающегося забить «левый» одиннадцатиметровый.

Но я не понимаю господ писателей. Подавать иски Мошкову хотя и не их инициатива, но их ответственность. Надо было видеть, как год назад на пресс-конференции в Домжуре доверившие свои права Рудникову авторы образцово-показательно (причем искренне!) радовались тому, что нашелся наконец барин, взявший их под защиту от пиратов, и ругали – справедливо – процветающее в сети воровство. Вряд ли они понимали, что e-Style просто канализировало их негодование и что правами не только торгуют – права, бывает, еще и защищают, причем самостоятельно.

Геворкяна тогда журналистам повидать не удалось. Я по телефону спросил его: как же так, у вас, во-первых, была устная договоренность с Максимом о размещении текстов, а во-вторых, ничего же не стоило попросить просто убрать ваши книги из библиотеки; зачем вы в суд подаете, неужели потому, что рассчитываете получить заявленные 500 тыс. рублей компенсации? Сказанное (точнее, буркнутое) Геворкяном до того, как он бросил трубку, сводилось к простому «да пошел ты в e-Style, там все объяснят».

Со стороны Геворкяна то было трусливым кокетством. Не e-Style ходила к нотариусу фиксировать факт «пиратской» публикации, и не e-Style требовала по суду с Максима несуразные деньги. Все это делал истец, лично, отнюдь не в момент временного помешательства и не по принуждению Вячеслава Рудникова. Конечно, если Рудников говорил: «Смотри, Геворкян, не выкатишь иск Мошкову на пол-лимона – выкину твои книжки из своей библиотеки к чертовой матери!» – тогда другое дело, писатель мог остаться без средств к существованию. Но это вряд ли.

Юридическая оценка действиям Геворкяна дана: он получит с Максима Мошкова символическую сумму в знак признания своей формальной правоты, а также вследствие того, что у суда нет возможности принять во внимание устную договоренность истца и ответчика о публикации на lib.ru спорных текстов.

Рискнем дать также оценку моральную. Бывает, мерзавец подставляет правое крыло одинокой девушке за рулем и потом уговаривает ее уехать с места ДТП. Бывает, киберсквоттер продает позарез нужное для чужого дела доменное имя за три тысячи евро. А бывает, малоизвестный автор исподтишка подает на lib.ru в суд, желая получить с небогатого человека такие деньги, которые никогда не смог бы заработать публикацией «украденного» текста.

Теперь о том, что можно сделать для библиотеки. Принципиальная позиция Мошкова состоит, увы, в том, что этот проект никогда не станет коммерческим. Однако фактически дело уже дошло до необходимости за него платить. На предложение скинуться Максим отвечает отказом. Говорит, что это дело его личное, 30 сторублевок Геворкяну заплатит сам и будет делать долго и торжественно, в соответствии с законом. Другую идею – создания для библиотеки фонда, который пополнялся бы добровольцами, желающими видеть на lib.ru защищенные авторскими правами тексты, с порога не отвергает. Говорит, что «нужно подумать».

Давайте подумаем. Пять лет назад Стивен Кинг пробовал публиковать главы нового романа сразу на своем сайте – по предоплате. Как только читатели сообща переводили достаточную сумму, писатель садился и писал продолжение. Эксперимент закончился быстро, поскольку издатель платил много больше. Но у нас-то не Америка, у нас бумажная книга приносит автору не такие уж большие деньги. Может, повторить попытку Кинга и создать для lib.ru пополняемый добровольцами фонд, из которого можно было бы оплачивать публикации текстов, которые нам действительно хочется иметь в онлайн-доступе? Высказывайтесь. //Андрей Анненков

Газета.RU