Для решения таможенных споров будут созданы специальные суды
ТАТЬЯНА АЛЕШКИНА
Как стало известно "Бизнесу", в России в скором времени должны появиться специализированные суды для рассмотрения споров между таможенниками и участниками внешнеэкономической деятельности (ВЭД). Это позволит компаниям ускорить процесс судебных разбирательств. Если, конечно, таможенным судам удастся решить три проблемы, на которые указывают эксперты.
"Присоединение России к Всемирной торговой организации предусматривает наличие специализированных административных судов,- пояснил "Бизнесу" источник в Федеральной таможенной службе (ФТС).- А поскольку таможенные вопросы - одни из самых сложных, нужно как можно скорее вне рамок Таможенного кодекса создать судебную структуру, предназначенную специально для рассмотрения таможенных споров". Юридически возможность появления административных судов, в число которых входят и таможенные суды, предусмотрена статьей 118 российской Конституции. Законодатели решили воспользоваться ей в прошлом году, когда стало ясно, что служители Фемиды не справляются с текущими делами. Так, по статистике Высшего арбитражного суда (ВАС), в среднем на одного судью арбитражного суда субъекта федерации приходится 55,6 дел в месяц. Чтобы разгрузить судей, ВАС активно продвигает введение досудебных процедур по административным делам, которые лидируют в списке судебных конфликтов. Одной из таких структур и должен стать таможенный суд, перспективы создания которого сейчас активно обсуждаются в кулуарах таможенной службы. Законопроект о введении досудебного таможенного правосудия вскоре должен поступить в Госдуму. Для участников ВЭД польза от появления этой структуры будет зависеть от организации новой формы судейства. Как говорит главный государственный инспектор Санкт-Петербургской таможни Светлана Федорова, безусловно, нововведение разгрузит суды, поскольку часть споров будет разрешаться на уровне специализированных таможенных инстанций. "У предпринимателя может быть выбор: идти сразу в арбитраж или решить конфликт в досудебном порядке. Таким образом, арбитраж станет чем-то вроде апелляционной инстанции, если решение таможенного суда не устроит истца. Срок разбирательства заметно сократится, если, конечно, истца устроит вердикт",- считает Федорова. У экспертов, правда, есть сомнения в том, что новому образованию удастся сформировать достаточный штат судей соответствующей квалификации. "Главная проблема нововведения - кадровая. Ведь юристов, компетентных в крайне изменчивом таможенном законодательстве, не так много. Судебная практика показывает, что, например, специалисты по налоговым вопросам в таможенном праве сильно плавают",- говорит Светлана Федорова. Понятно, что от компетенции судей будут зависеть и выносимые ими решения. "Если таможенный суд будет руководствоваться исключительно контрольными показателями стоимости товаров, от которой зависит величина таможенной пошлины, то выиграют от этого лишь таможенники. Важно, чтобы суд учитывал и справочную информацию компаний, содержащуюся в письмах. Этими письмами сейчас завалена ФТС, однако зачастую суд не принимает их в расчет",- сказал "Бизнесу" ведущий по ВЭД специалист ООО СТМ Валерий Глыздов. К тому же, считают эксперты, есть опасность, что таможенные суды станут "придатком" судов общей юрисдикции, а не арбитражных. И тогда вся идея провалится. "Общие суды не потянут таможенные дела, ведь они в основном занимаются гражданскими и уголовными делами",- уверяет руководитель группы по таможенному праву и валютному регулированию компании "Пепеляев, Гольцблат и партнеры" Владимир Чикин. Ну и, наконец, самое главное условие эффективности таких судов - юридическая сила их вердиктов. "Решение такого суда должно быть приравнено к решению арбитражного суда, иначе его не применить на практике",- резюмирует Владимир Чикин.
Согласно статистике, за девять месяцев 2004 года таможенными органами было вынесено 53086 постановлений по делам об административных правонарушениях, из которых 1671 было обжаловано в вышестоящих таможенных органах, 3291 - в судебных органах. По сравнению с тем же периодом 2003 года количество постановлений таможенных органов, рассматриваемых арбитражными судами, увеличилось почти в полтора раза. Так, если в 2003 году их было 1949, то в 2004-м - 2774.