28.03.2005
Деловая газета "Бизнес"

Автопрому нужна профилактика. Производство легковых автомобилей упало на 7проц.



ВИКТОР БРАГИН, РОМАН ГУЛЯЕВ

Минэкономразвития прогнозирует по итогам первого квартала спад производства легковых автомобилей на 7%. В то же время иностранные и совместные предприятия на территории России свои показатели увеличивают. Аналитики полагают, что это обычный сезонный спад, оказавшийся этой зимой чуть более глубоким, чем обычно: по итогам года его последствия будут преодолены.

По данным экспертов Минэкономразвития, "традиционные" российские автопроизводители выпустят 239 тыс. легковых автомобилей, что на 7,1% меньше, чем в первом квартале 2004 года. По данным МЭРТ, спад по итогам февраля составил 7,9%, а март, по их мнению, картину принципиально не изменит. В то же время иностранные и совместные предприятия на территории России увеличили выпуск продукции на 59% за первые два месяца.
По итогам января-февраля спад уже составил 7,9%: производство снизилось до 149 тыс. штук. Третий месяц года картину принципиально не изменит.
Спад затронул почти все предприятия. Наибольшее снижение объемов производства, по данным МЭРТ, произошло на "Иж-Авто" и ГАЗе - по итогам января-февраля производство на этих предприятиях упало на 44% и 23% соответственно. И если у ГАЗа причина для спада объективная - в январе выпуск "Волг" был практически сведен на нет в результате недоговоренностей с Заволжским моторным заводом о цене двигателей, о чем писал "Бизнес", то "Иж-Авто" в начале года боролся с последствиями затоваривания, возникшими еще в конце 2004 года.
Совместные с иностранными концернами предприятия, напротив, наращивали выпуск продукции: +59% по сравнению с прошлым годом. "Их успех закономерен,- считает директор компании "Автоконсалт" Виктор Новоченко.- Потребитель выбирает лучшее, и эта тенденция будет продолжаться".
Отечественные автопроизводители в свою очередь видят причины подобного спада в государственном регулировании отрасли. "Сейчас сложилась такая ситуация, когда высшее руководство страны должно официально объявить: нужен ли России собственный автопром,- уверен директор по связям с общественностью "Руспромавто" Владимир Торин.- А при сегодняшней неразберихе с пошлинами на импорт автокомпонентов для промышленной сборки, да и на сами автомобили, точных прогнозов делать нельзя".
По словам Торина, производство на ГАЗе, входящем в холдинг "Руспромавто", последние два года растет. И эта тенденция должна сохраниться. В свою очередь на крупнейшем российском автозаводе - ВАЗе - также заявляют о нормальной обстановке. "Конвейер работает по графику, плановое задание выполняется, и -7% по итогам квартала у нас точно не будет",- объяснил "Бизнесу" заместитель директора АвтоВАЗа по связям с общественностью Александр Громков.
Аналитики также уверены, что говорить о кризисе отечественного автопрома пока рано. "Такие сезонные спады регулярно наблюдаются на российских заводах. Спрос на автомобили зимой падает, и обычным явлением стала практика профилактических мероприятий на конвейерах,- считает аналитик ИФК "Метрополь" Денис Нуштаев.- Но паниковать не стоит: заводы, как правило, наверстывают новогодние простои в течение последующих месяцев". По мнению Нуштаева, рост производства на иностранных и совместных предприятиях обусловлен не только ростом спроса на их продукцию, но и наличием на заводах более современного оборудования, которое не надо останавливать для профилактики.
"Особых проблем в спаде я не вижу: у заводов в производственных планах заложены такие спады в начале года. Впереди еще много месяцев, и до конца года, уверен, цифры будут положительные",- говорит Виктор Новоченко.

Деловая газета "Бизнес"