24.03.2005
Деловая газета "Бизнес"

В Россию пришел скандальный химик. Dow Chemical строит завод по производству теплоизоляционных материалов



ЕКАТЕРИНА КОЛЕСНИКОВА

Как стало известно "Бизнесу", крупнейший химический концерн Америки Dow Chemical собирается построить в России завод по производству теплоизоляционных материалов. Участники рынка считают, из-за своей скандальной репутации и жесткой конкуренции DOW сможет претендовать лишь на 15-25% рынка.
Dow Chemical - крупнейшая химическая компания в США и вторая по величине в мире. Выпускает химикаты, теплоизоляционные материалы, силиконовые имплантанты, бумагу, сельскохозяйственные удобрения. В 2004 году объем продаж Dow по всему миру составил $40,2 млрд, чистая прибыль - $2,8 млрд.
О том, что Dow Chemical собирается построить завод в России, "Бизнесу" рассказали сразу несколько участников рынка. По информации генерального директора "URSA-Евразия" Андрея Дасковского, DOW Chemical будет производить теплоизоляционные материалы.
Технический специалист московского подразделения Dow Europe Сергей Баранов уточнил, что завод компании будет выпускать экструдированный пенополистирол (теплоизоляционный строительный материал) марки Styrofoam. Сейчас компания ищет подходящую площадку. В российском представительстве компании отказались разглашать параметры проекта, не удалось получить комментарии и в американском офисе Dow.
Пенополистирол - один из видов теплоизоляционных материалов. У экструдированного пенополистирола два основных преимущества по сравнению со стекловолокном и минеральной ватой: он прост в монтаже и впитывает меньше влаги.
По оценкам Агентства строительной информации, сейчас объем российского рынка экструдированного полистирола составляет около 0,3 млн куб. м в год. Единственный российский производитель "Пеноплекс" контролирует около 50% рынка, все остальное импортируется. Тройка ведущих импортеров выглядит так: у DOW - около 20% объема продаж, у Ursa - 5-10%, у Basf - 5%.
Участники рынка считают, что DOW выбрала относительно удачный момент для переноса производства в Россию. По мнению гендиректора "URSA-Евразия" Андрея Дасковского, рынок экструдированного пенополистирола - самый активный сегмент рынка теплоизоляционных материалов. "По нашим данным, он ежегодно прибавляет по 25-30%",- уточняет Дасковский.
Однако эксперты сомневаются в том, что после запуска собственного производства Dow сможет занять лидирующие позиции в Россию. "У нас действуют уже два завода мощностью 500 тыс. куб. м, к концу 2005 года будет запущена площадка в Перми еще на 300-320 тыс. куб. м. В течение года мы планируем построить еще два новых завода, после чего суммарная мощность холдинга достигнет 1,5 млн куб. м в год. Dow потребуются астрономические вложения, чтобы за нами угнаться",- говорит топ-менеджер "Пеноплекса".
С ним соглашается гендиректор Агентства строительной информации Евгений Ботко: "Пока американцы построят свой завод, пройдет много времени. К тому же продукция "Пеноплекса" дешевле примерно на 5%, так что обогнать лидера рынка будет крайне непросто". По прогнозу Ботко, максимум, на что может рассчитывать Dow,- от 15 до 25% рынка.
А менеджер российского подразделения Saint-Gober добавляет, что на бизнесе Dow в России негативно сказывается скандальная репутация концерна (см. вынос).


Деловая газета "Бизнес"