Швейцарские авиаторы сдались немцамПравительство Швейцарии одобрило продажу 20% акций национальной авиакомпании Swiss International Air Lines крупному европейскому перевозчику Deutsche Lufthansa. Марка Swiss будет сохранена, хотя уже в ближайшее время немцы намерены выкупить у акционеров большинство акций компании. Спустя два года после начала переговоров о покупке швейцарского перевозчика Swiss International Air Lines немецкая авиакомпания Lufthansa добилась своего. И в этом ей помог менеджмент Swiss (который контролирует 36%), попросивший собрание акционеров принять предложение конкурента из Германии. Во вторник правительство Швейцарии согласилось продать принадлежащие ему 20% акций Swiss. Ожидается, что за ними последуют и остальные совладельцы авиакомпании – власти Цюриха (10,2%) и миноритарии. Решение властей по сути означает согласие и на поглощение немецким перевозчиком швейцарского, поскольку остальные крупные акционеры Swiss – банк UBS и Credit Suisse Group (CSR), владеющие в общей сложности 20,4% акций авиакомпании, уже готовы избавиться от убыточных активов. С 2001 года национальный перевозчик Швейцарии (тогда он назывался Swissair) никак не может избавиться от долгов. Он не смог преодолеть общеотраслевой кризис после терактов 11 сентября и разорился. На базе его активов в начале 2002 года правительство страны, банки и частные компании создали новую национальную авиакомпанию Swiss International Air Lines, сформировав для этого многомиллионный фонд. Но несмотря на все инвестиции, которые, по данным «Би-би-си», за эти годы составили $3,5 млрд, Swiss так и не начала приносить прибыль. 2003 год перевозчик закончил с чистым убытком 687 млн франков. Впрочем, в 2004 году Swiss удалось снизить этот показатель почти в пять раз – до 140 млн швейцарских франков. Но инвесторы все равно хотят от компании избавиться. Lufthansa такие финансовые показатели не смущают. Региональный директор авиакомпании в России и СНГ Гюнтер Отт говорит, что Lufthansa видит в слиянии со Swiss больше положительных сторон, нежели отрицательных. По его словам, неприбыльность авиаперевозок за последние годы кризиса отрасли толкает перевозчиков к консолидации: для них это один из способов дальнейшего роста и получения прибыли. Детали сделки пока обсуждаются. По оценкам аналитиков, Swiss сейчас стоит 545 млн швейцарских франков ($470 млн). В 2004 году перевозчик обслужил 9 млн пассажиров. Известно, что Lufthansa хочет не только контролировать маршрутную сеть Swiss, но сохранить бренд швейцарской авиакомпании. Немецкий перевозчик также настаивает на сокращении около 1 тыс. сотрудников Swiss, в результате чего удастся сэкономить около 300 млн швейцарских франков. Но персонал уже заявил, что собирается бастовать. А забастовки перевозчику, находящемуся в кризисе, сейчас не нужны. Пример итальянской авиакомпании Alitalia, потрясенной в этом году серией забастовок, показывает, что наличия антикризисного плана для выхода из предбанкротного состояния недостаточно. Ирина Мокроусова Газета.RU |